Просить у жизни этой?

1978

Перед нами поэтическое описание белой ночи в Ленинграде (учитывая дату написания). Налицо метафорическое видение поэтом действительности, тонкое лирическое переживание ночного летнего пейзажа.

Каковы средства создания художественного эффекта?

Фонетические: белеет – болеет (ассонанс)

Сад – услад (аллитерация)

Морфемные: нет.

Лексические: нега (устар.), услады (устар.)

Сравнения: нет.

Метафоры: ночь раскалена, луч разобьётся о купол, просить у жизни;

Оксюморон: добела раскалена;

Олицетворение: лето входит в Летний сад; ум болеет;

Эпитеты метафорические: нет

Эпитеты изобразительные: тоской и негой молодой (изобразительно-метафорические, ср. молодой человек, молодой задор), купол золотой, луч предрассветный;

Эпитеты лирические – нет

Поэтический синтаксис: повторы и градация - каких наград, каких услад, инверсия:просить у жизни этой.

Метонимия: ум болеет, каких наград, каких услад иных просить.

Риторические приёмы: риторический вопрос: каких наград, каких услад иных просить у жизни этой?

Короткое стихотворение исполнено метафорической иносказательности: два олицетворения, три метафоры. Оригинален поэтический синтаксис, он создаёт неповторимую интонацию стихов Беллы Ахмадулиной.

Роды, жанры и виды литературы.

Понятие рода – одно из основополагающих в литературоведении. Упоминание о нем мы встречаем еще в трудах Аристотеля. Именно он делил всех творцов на «серьезных» и «легкомысленных» по отношению их к предмету изображения.

К «серьезным» относил эпиков в силу того, что они создают объективную картину мира. Таков великий Гомер. К «легкомысленным» древнегреческий ученый причислял поэтов- лириков за то, что те субъективны и говорят только о своих переживаниях.

В настоящее время споры о литературном роде несколько поутихли. Почему? Скорее всего, потому, что нынче наблюдается полное смешение стилей и жанров, а при этом писателю весьма трудно сохранить и чистоту родовых признаков в своих произведениях.

Профессиональному филологу важно представлять себе иерархию родов, жанров, и видов в литературе (и в других видах искусства).

Понятие рода – наиболее общая категория. Она предполагает деление произведений литературы по способу изображения того или иного предмета или явления.Важно то, какую позицию по отношению к изображаемому человеку и миру в целом занимает художник слова. Видит ли он действительность как бы со стороны или пропускает мир через свои чувства, пытается постигнуть законы бытия с помощью изображения конфликтных ситуаций и отношений или создает медитационные картины лирического восприятия жизни.

Род указывает на природу отношения писателя к миру и способ постижения этого мира средствами литературного творчества. Жанр -это способ реализации замысла художника с учетом избранного родовой принадлежности. Вид в литературе скорее всего может быть отнесен к так называемой содержательной форме. В виде воплощается задуманное писателем,находит свое единственное конечное завершение.

Предлагаем Вашему вниманию таблицу, помогающую разобраться в содержательном аспекте изучаемых категорий и понятий.

  Эпос как род Лирика как род Драма как род
Способ изображения Объективность внешнего мира Субъективность лирического героя Конфликт: сочетание объективного и субъективного
Главное в сюжетосложении Событие и проявляющиеся в нем характеры (судьбы) Внутреннее переживание событий внешнего мира Конфликт как проявление закономерности жизни
Композиц. особенности Тома,главы,части,эпизоды… Циклы стихов Действия,сцены явления, ремарки.
Классические примеры литературных произведений Л. Толстой “Война и мир” Н.Гоголь “Тарас Бульба” А. Блок “Кармен” А.Пушкин “Я вас любил…” А.Островский “Гроза”, А.Чехов Чайка”.

Жанры и виды литературы.

Эпические жанры (идейно-тематический принцип деления) Лирические жанры (деление по характеру медитации) Драматические жанры (в основе деления – эстетическое содержание)
Национально- исторический(“Судьба человека” М..Шолохова) Гражданская(или патриотическая) лирика А.Пушкин “Чаадаеву”. Трагедия как невосполнимая утрата ценностей. В.Шекспир “Гамлет”.
Нравственно- бытовой(“Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Н.Гоголя) Интимная лирика (лирика любви и дружбы) С.Есенин “Письмо к женщине”. Комедия как временное торжество несовершенства. Мольер "
Романический(“Анна Каренина) Природная лирика С..Есенин “Белая береза” Драма как не угрожающий основам бытия конфликт.
----------- Философская лирика Ф.Тютчев “Природа –сфинкс…”  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: