Любовно-кротко в сердце берегу.
А. Ахматова
О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!
А.С. Пушкин
Милая, верная, от века Суженая,
Чистый цветок миндаля,
Божьим дыханьем в любви разбуженная,
Радость моя, - Земля!
З. Гиппиус
Художественное произведение вбирает в себя множество поэтических средств, с помощью которых создаётся образ, картина мира, портрет человека, отражение душевного состояния автора. Важно определить поэтическую доминанту текста, понять присущее поэтическому мышлению иносказание. Желательно рассматривать поэтическое произведение в трёх планах: метафорическом (тропы), изобразительном (изобразительные эпитеты) и лирическом (лирические эпитеты).
III. Поэтический синтаксис
Повторы – стилистические признаки, присущие художественной речи.
Анáфора (в пер. с греч. - вынесение вверх, повторение)- единоначатие – приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале сложных стихов или строф.
|
|
Только вечер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полёт,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поёт.
Э. Багрицкий
Эпúфора (в пер. с греч. - повторение) – фигура, противоположная анáфоре, повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Там жених с невестой ждут, -
Нет попа.
А я и тут.
Там младенца берегут,-
Нет попа, а я и тут.
А. Твардовский
Градация (в пер. с лат. gradatio - постепенное возвышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
О. Мандельштам
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
Б Пастернак
В данном примере градация сочетается с повторами (анафорой – до).
Эллипсис (в пер. с греч. - выпадение, опущение) – пропуск во фразе какого-либо слова. Легко подразумевающегося, чаще всего подлежащего или сказуемого.
Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня.
А.С. Пушкин
Инверсия (в пер. с греч. - перестановка) – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.
|
|
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.
А.С. Пушкин
Лишь музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах.