Раздел 6. Понятие о художественном методе

Понятие художественного метода сложилось исторически.Не все литературоведческие школы и направления признают эту категорию как основопологающую при анализе художественных процессов и явлений.Советское литературоведение до недавнего времени признавало и даже культивировало это понятие.

Считается.что исторически. по мере развития художественного сознания складывались и формировались и художественные методы.

В понятие метода входит следующее:

v Предмет изображения. Принципы отбора материала для художественного изображения.

v Средства изображения. Отбор поэтических средств.

v Эстетическая оценка художником действительности.

v Позиция автора.

Обычно говорят о двух основных творческих методах, берущих свое начало еще в эпоху античности: романтизме и реализме. Но бытует и точка зрения о ряде последовательно развивающихся друг за другом, сформированных социально-экономическими и духовно-культурными условиями методов. Это:

· классицизм;

· сентиментализм;

· романтизм;

· реализм;

· натурализм;

· модернизм;

· социалистический реализм;

· постмодернизм.

Название метода. Зарождение метода. Где и когда? Философ-ские основы. Художест-венные идеи. Основные образы. Особен-ности поэтики. Предста-вители метода.
Классицизм Сентимен-тализм Романтизм Критический реализм. Натурализм Социалистиче-ский реализм Модернизм (сюрреализм и др.) Постмодернизм. Франция. Абсолютизм17 век. Англия. Зарождение буржуазии. 18 век. Германия. Феодальная раздроб-ленность. Нач.19 века. Россия. Крепост-ничество 20-егоды 19 века. Франция. Рубеж веков. Кризис буржуаз-ность. Россия. Максим Горький “Мать”- первое произведе-ние соц.реали- зма. Европа. Рубеж веков.20 век. Конец хх –ого века. В России –пере-строечный период 80-90-е годы. Рационализм Декарта. Приоритет разума над чувством. Служение государству.Разоблачение глупости. Сенсуализм Локка. Приоритет чувств над разумом Близость к природе. Влюблен-ность. Внимание к “простому” естественно-му человеку. Субъек-тивный и объективный идеализм. Гегель.Кант. Двоемирие. Духовная природа отношений. Борьба Добра и Зла. Кризис идеализма. Идеи “реальной критики”. Белинский. Писарев. ДетерминизмЧеловек обусловлен средой. Позитивизм. Отчасти марксизм. Марксизм- ленинизм. Теория “отражения”. Историче-ский оптимизм. Иррациона-лизм. Экзистенциализм. Интертекс-туаль-ность.Мир как хаос.Мир как текст. Положи-тельные (верность королю и отечеству).Отрица-тельные (глупцы, эгоисты). Героини-влюблен=ные и обманутые в чувствах девушки, бедные,но благород-ные молодые люди. Человек-бунтарь (активный романтизм) человек-созерцатель,мечтатель (пассивный романтизм) Духовные Авторитеты. Природа. Типичный представи-тель среды. “Малень-кий человек”. “Лишний человек.” “Турге-невская девушка” Циники. Алкого-лики Нищие люди. Фи-зиология чувств. Человек труда. Народ как Творец истории. Пролета-риат как гегемон революции. Человек потревоженного сознания, ситуации. Смерть автора и традиционного героя. Регламен-тация стилей,по-этики,жан-ров:высо-кие(траге-дия),низкие(комедия). Жанр письма, дневников.Исповедь. Зачатки психоло-гизма. Поэтика контраста. Сравнения.Метафоры. Сюжет разлада мечты и действи-тельности. Точность и меткость языка. Типич-ность образов и сюжетов. Оттсут-ствие авторской позиции. Пози-тивизм изображе-ния. Поэтика соц.реали-зма.,романтисеские тенденции,много-образие поэтиче-ских форм при единстве метода. Метафоричность. Поток сознания. Цитиро-вание,пародия.Мета-рассказ. Корнель, Расин, Мольер, Фонвизин. Смолетт. Гольдсмит. Руссо. Карамзин. Гете, Гейне, Байрон, Гофман, Лермонтов (“Демон”). Пушкин Толстой Чехов Т.Манн., Бальзак. Гонкуры. Золя… Горький Леонов Маяков-ский Шолохов Кафка Джойс, Ионеску России- Пелевин. Сорокин, Пригов...
             

С понятием художественного метода нельзя путать художественные направления ( тенденции в творческом постижении действительности, например: символизм,футуризм.акмеизм в русской поэзии 20 века ) и течения ( тематические или стилистические, например: “деревенская проза” в советскойлитературе).

Вы познакомились с основными разделами курса “Введение в литературоведение”. Желаем Вам успеха на пути постижения простой и сложной науки ч т е н и я и о с м ы с л е н и я прочитанного.

Использованная литература.

v Краткая литературная энциклопедия”, М., Сов.Энциклопедия,1967.

v Хрестоматия по теории литературы, М., «Просвещение», 1982

v Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм,М.,Просвещение,1968..

v Эпос. Лирика. Театр.,М.. «Просвещение»,1968.

v Квятковский А. Позтический словарь,М., 1966.

v Современное зарубежное литературоведение, Интрада, М.,1996.

Метонимия не создает художественный образ, т.к. не заключает в себе иносказания. И потому метонимия не является тропом.
Оксюморон
Перифраз
Литота и гипербола
Олицетворение
Ирония
Эпитет
Сравнение
Метафора
Тропы
Синтетические
Лексические
Морфемные
Фонетические


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: