База и границы эффективности крупного производства

В главе 1 было установлено, что в качественном отношении спрос на товары и услуги очень разнообразен: одним по­требителям нужны продукты с одними, а другим – с другими характеристиками. Как обстоит, однако, дело с количественной стороной? Каких то­варов нужно больше, а каких меньше? На рис. 8 изображено типичное распределение спроса.

Рис. 8. Распределение спроса в зависимости от цены (качества) товара

Прежде всего обратим внимание на общие контуры рынка. Спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики уровня качества и, соответственно, цены товара (на графике около точки 0). Дорогих товаров сверхвысокого качеств или дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше.

Для фирм-производителей эта закономерность имеет важное практическое значение. Выпуская товары с характери­стиками, близкими к наиболее популярным (на графике – в интервале ценовых и качественных показателей от А до В), мож­но с помощью относительно небольшого ассортимента товаровваров у?ой сированными" удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса.

Исторические факты эффективности круп­ных предприятий

Это, в свою очередь, открывает объективную возможность для организа­ции массового выпуска стандартных продуктов Действительно, смысл организации крупного производства был бы минимален, если бы пришлось в небольшом числе изготовлять продукты с сильно отличающимися свойствами. Ведь для каждого их сорта пона­добились бы новые технологии, новое оборудование, заново обученный персонал. Даже если крупная фирма была бы соз­дана, в технологическом отношении она в таких условиях представляла бы плохо связанный конгломерат мелких произ­водств.

Но коль скоро рынок по большей части требует при­мерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями мо­жет быть налажен исключительно рационально.

Действительно трудами экономических историков мно­гих стран на обширнейшем фактическом материале была прослежена следующая закономерность: появление в отрасли крупных фирм и ее переход в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производитель­ности (напомним, что олигополией, собственно, и называется такое состояние рынка, когда на нем действуют лишь несколь­ко крупнейших фирм. В марксистской литературе для выраже­ния того же понятия обычно говорят о «монополизации рынка»). По разным причинам в нашей стране этот факт все время приходился не ко двору (сначала как «восхваление ка­питалистической монополии», ныне как «пропаганда гиганто­мании») и практически неизвестен. Поэтому приведем хотя бы самые знаменитые примеры.

Создание Дж.Д. Рокфеллером гигантского нефтяного треста «Стандарт ойл» привело к 6-кратному снижению цены 1 галлона керосина (с 2,5 до 0,4 ц.) всего за 6 лет. Точно так же олигополизация черной металлургии вызвала не повышение (как можно было бы думать), а стремительное сокращение из­держек и цен. Основанный Э. Карнеги гигант продавал в 1889 г. 1 т. рельсов за 29 д., тогда как еще в 1880 г. она стоила 68 д. Формирование до ныне остающегося лидером германской химической промышленности концерна «Байер» вызвало паде­ние цены 1 кг. анилиновых красителей с 200 до 9 марок. А век спустя столь же драматическим ростом производительности труда (и падением цен) сопровождалось вторжение крупней­ших электронных фирм на рынок персональных компьютеров и вытеснение с него мелких фирм-изобретателей этой попу­лярной разновидности вычислительных машин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: