Почему же в таком случае гигантские фирмы все же существуют? Дело в том, экономика выпуска однотипной продукции имеет свои особенности. И наиболее велики они в современную эпоху быстрого научно-технического прогресса, когда на рынок постоянно поступают новые товары и услуги.
Затраты на производство всякого стандартного товара и/или услуги состоят из двух частей:
Ø издержек, связанных с выпуском данного экземпляра изделия (скажем, стоимость бумаги и краски, труда типографских рабочих, затраченных именно на лежащий перед читателем экземпляр книги);
Ø издержек, необходимы для создания всех товаров данного вида (например, затраты труда автора и редактора, которым не надо повторять свою работу для каждого нового оттиска издаваемой книги).
Вторая группа издержек – представляет собой особую разновидность так называемых «фиксированных издержек» – и служит фундаментальным источником силы крупных компаний в рамках стандартного производства.
Фиксированные издержки.
Как известно, фиксированными издержками называют издержки, которые сохраняют свою величину неизменной вне зависимости от объема производства, а возмещаются (как, впрочем, и любые другие) путем включения их величины в цену готового продукта. Примером фиксированных издержек могут служить затраты на аренду земли. Если завод стоит на арендованной земле, то платить за нее придется одну и ту же сумму вне зависимости от того, работает ли завод в расчетном режиме, удвоил ли производство или совсем остановил его.
Здесь имеется одна тонкость. Большинство фиксированных издержек неизменно только в краткосрочном периоде. Напротив, в долгосрочном периоде, когда меняются производственные мощности, фиксированных издержки растут (поэтому точнее их называют условно-фиксированными). Скажем, решив построить рядом с заводом новый цех, фирма будет вынуждена арендовать дополнительный участок земли и ее условно-фиксированные издержки по выплате арендной платы увеличатся.