Воздействие рекламы на человека во многом диктуется законами психологии, а не экономики. Поэтому тот, кто рассчитывает привлечь 100 тыс. покупателей, и тот, кто надеется на 1 млн. клиентов, нередко вынуждены проводить примерно одинаковые рекламные мероприятия. И, следовательно, более крупной фирме реклама в расчете на одного клиента обходится много дешевле.
Другими словами, если вы производите в 10 раз меньше товаров массового спроса, чем ваш конкурент, это обычно не значит, что вы можете позволить себе иметь вдесятеро меньший рекламный бюджет. Поступи вы так, вашу рекламу просто не заметят. Ведь рекламное объявление, чтобы оказать воздействие на потенциального покупателя, должно попасться ему на глаза вполне определенное число раз. Значит сэкономить на этом, допустим, поместив свое объявление 1 вместо 10 раз, нельзя. В других случаях (скажем, при спонсорстве каких-то мероприятий) и малая, и большая фирма должна внести одну и ту же фиксированную сумму, либо отказаться от этого канала рекламы.
|
|
Реальный пример
«Порше» использует автомобильные гонки в рекламных целях.
Одна из весьма эффективных форм рекламы автомобилей – создание их производителями специальных машин для участия в гонках по «формуле-1» (так называют соревнования самых мощных и скоростных автомобилей). Понятно, что на расходах никто из фирм-участников гонок экономить не может. Дешевый и плохой автомобиль придет последним и вместо рекламы компания сама организует себе антирекламу.
Участвует в гонках и компания «Порше» (ФРГ). Вот чем это оборачивается для нее из-за малых размеров фирмы. На создание единственного экземпляра не подлежащей продаже гоночной машины она тратит 30 млн. марок, а обычных автомобилей выпускает всего 30 тыс. в год. Легко подсчитать, что при покупке «порше» каждый клиент должен доплатить 1000 марок буквально ни за что или, точнее, за то, что компании необходимо возместить свои расходы на рекламно-гоночного монстра. Ясно, что наценка отнюдь не привлекает покупателей.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Как изменилась бы ситуация с финансированием рекламы, будь «Порше» крупной фирмой? Как вы полагаете: сталкивается ли «Порше» с трудностями при финансировании НИОКР или проблемы есть только в сфере рекламы?
2. Рассчитайте, какова была бы связанная с финансированием участия в гонках доплата к цене автомобиля, выпускай «Порше» 3 млн. машин?