Схожие проблемы ставит сбытовая сеть: широкая не годится для небольшой фирмы из-за непомерных фиксированных издержек. А отказ от нее отдает все преимущества крупным фирмам, такой сетью располагающим.
Английская фирма «Вилкинсон сворд» – создатель современной безопасной бритвы из нержавеющей стали. На рынке США, однако, несмотря на первые успехи, основной выигрыш от изобретения получила не она, а «Жиллет». Эта американская фирма доминирует в производстве бритвенных принадлежностей и легко вытеснила опасного новичка, организовав продажу аналогичных изделий через свою мощную сбытовую сеть.
Научные, сбытовые, производственные, рекламные и прочие компоненты издержек, связанных с созданием и продвижением на рынок новых товаров, могут действовать не только порознь, но и вместе. При этом их значение как факторов отбора взаимно усиливается.
Быть может самое крайнее проявление этого можно наблюдать в авиационной промышленности. Создание крупного пассажирского самолета требует гигантских расходов:
|
|
а) на НИОКР,
б) на подготовку производства,
в) на создание сервисной сети по всему миру.
В итоге достаточно велики, чтобы нести такие издержки и оставаться в этом бизнесе, во всем мире оказались лишь две компании: американский «Боинг» и западноевропейский «Аэробус индастри».
Даже третья по величине гражданская авиафирма «Макдонелл Дуглас» с ее оборотом в 15 млрд. долларов такого груза фиксированных издержек не выдерживает. В результате, для нее характере недостаток капитала и непомерное отставание в исследованиях – типичные проблемы компании, не справляющейся с объемом фиксированных издержек.