Альтернативы опасному противостоянию можно найти на пути дальнейшей сегментации рынка. При этом «вице-лидер» может либо (1) действовать в специализированных областях массового производства. При этом он часто сам становится лидером, но в более узкой нише. Примечательным в этом плане представляется стремление ряда преуспевающих крупных фирм («Роберт Бош», «Кодак» и др.) сохранить в принципе не типичную для таких гигантов узкую производственную специализацию. Лишь формально «Роберт Бош» может считаться второй по величине (после лидера отрасли – «Сименса») германской электротехнической компанией. На деле «Бош» – сам лидер, но в более узкой сфере: электрооборудовании для автомобилей. Точно так же «Кодак» – фактически не химическая или приборостроительная фирма «второго эшелона», а американский лидер производства фототоваров. Словом, те, кто могут избежать противостояния лидеру, не покидая сферы массового производства, обычно использует эту возможность.
«Вице-лидер» может также (2) уйти от противоборства с доминирующей фирмой, сменив виолентную стратегию на патиентную. Придерживаясь ее, фирма избирает узкую специализацию. И это полностью меняет «правила игры».
|
|
Размер виолента тесно связан с тем, удовлетворяет ли он основную или второстепенную рыночную потребность. Причем лишь в первом случае он может полностью использовать преимущества, свойственные крупному производству.
Напротив, для узкого специалиста размер оборота не имеет такого значения. Фирма может быть прибыльной, обслуживая и крупную и небольшую нишу.
Виолент существует в условиях постоянной острой борьбы с лидером и другими «вице-лидерами» – фирмами с производственной программой, близкой к его собственной. Наоборот, патиент обычно имеет дело со сравнительно слабой конкуренцией (собственно, для этого он и формирует свою нишу уникального производителя).
Напомним, что описывая «пирамиду компаний», мы обнаружили жесткую иерархичность на ее вершине и массу фирм, мало отличающихся по размерам у ее подножья. Теперь становятся понятны причины такой структуры. В массовом производстве сосуществование двух почти равных фирм маловероятно – одна из них окажется сильнее и займет место лидера, другая будет оттеснена на вторые роли. У менее крупных патиентных фирм совпадение размеров, напротив, вполне возможно, так как они занимают разные ниши и не мешают друг другу.
Благодаря своей силе крупнейшие корпорации выполняют функции своеобразного пресса, вытесняющего из своей области деятельности все другие фирмы и прочно закрепляющего в ней свое господство (собственно, поэтому их стратегия и называется виолентной, то есть – в переводе – силовой).