Наконец, дифференциация продукта является одним из самых эффективных средств защиты от конкурентов. Эта сторона дела, однако, настолько важна для самой сути стратегии «хитрой лисы», что будет особо рассмотрена в следующем параграфе.
Реальный пример.
Выгодно ли торговать заморскими деликатесами?
На совокупном рынке розничной торговли продовольственными товарами США вашингтонская фирма «Саттон плейс гурмет» имеет незначительную долю (годовой оборот порядка 35 млн.д.). В национальном масштабе на нем лидирует торговая сеть «Сейфвей». Даже в Вашингтоне тон задает не «Саттон плейс», а крупные супермаркеты. Но только в магазинах фирмы в американской столице можно купить вестфальскую ветчину действительно из Вестфалии, эльзасские вина, лучшие французские сыры и т.д. На рыночном сегменте «деликатесы из Европы» небольшая компания занимает монопольную позицию и диктует цены: при их калькуляции она закладывает размер собственной прибыли в 5-8 %, в то время как в среднем по отрасли эта величина равна 1-3 %.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Какие из преимуществ дифференциации продукта использует «Саттон плейс»?
2. Известны ли вам фирмы, придерживающиеся аналогичной стратегии на российском рынке?
Стратегия по отношению к конкурентам и эволюционный путь фирмы-лисы (патиента)
Дифференциация продукта – универсальный прием неценовой конкуренции, охотно используемый не только патиентами (хотя для них он особенно важен), но и фирмами других типов. Специфика же патиентной стратегии состоит в том, что дифференциация продукта дополняется узкой специализацией. Такое сочетание обеспечивает высокую степень защиты реализованной ниши фирмы от конкурентов.