Зрелость патиента и ее проблемы

По мере того, как фирма накаплива­ет опыт и концентрирует ресурсы в из­
бранной узкой области, ниша все более надежно защищает ее от вторжения кон­курентов. Этот период жизни патиента часто отличается быстрым ростом обор­ота: о появившемся товаре с особыми достоинствами узнает все более широкий круг потенциальных потребителей, его по­пулярность растет. Фирма использует в своей узкой области все новейшие достижения, в какой бы отрасли и в какой бы стране они не были сделаны. Ее продукция отличается высо­ким качеством, но и высокой ценой. А сама компания, оставаясь не очень большой по размерам, становится высокодоход­ной.

Однако, параллельно нарастают опасности другого рода. Во-первых, патенты, технология, специализированная сбытовая сеть – все это и многое другое, чем владеет компа­ния, имеет цену лишь до тех пор, пока существует та особая рыночная потребность, на удовлетворение которой они ориен­тированы. Патиент становится заложником рыночной ниши, которую занял или сам создал. До тех пор, пока она существу­ет, он обладает массой преимуществ. Но слишком много средств вложено в узкую область. Изменение производствен­ного профиля почти невозможно.

Так, кварцевые часы погубили множество производите­лей механических часов; комбинация компьютер плюс прин­тер многократно сократила спрос на пишущие машинки; про­изводством многих измерительных приборов (скажем, весов) занялись электронные фирмы, поскольку сердце современного прибора – это микропроцессор. Механическая часть ста­ла второстепенной и традиционные изготовители, накопившие опыт именно в ее производстве, остались не у дел.

Патиенты разорялись не потому, что выпускали плохую продукцию – напротив, обычно она была превосходной. И не потому, что отстали от технического прогресса в своей облас­ти. При изготовлении хороших механических часов, например, используются прецизионные станки наивысшей достигнутой человечеством точности. Нет, они разорялись потому, что в изменившихся условиях их специальные познания обесценились, а ничего другого они делать не умеют.

Приспособившись к удовлетворению узкоспециальных потребностей, фирмы-лисы процветают, но одновременно теряют гибкость и способность менять род деятельности.

Вторая крупная проблема зрелого патиента – опасность захвата. Для многих специализированных компаний рыночный успех становится прелюдией поглощения. Исследования Ифоинститута, Мюнхен, например, указывают на существование некоторого критического размера предприятия (от 200 до 500 занятых), при котором оно в большей степени, чем мелкие или, напротив, крупные фирмы уязвимо по отношению к захватам. Вряд ли случайным совпадением можно считать, что как раз этот критический размер типичен для патиентов.

Дело в другом. Патиентная компания уже достаточно велика, чтобы привлекать к себе опасное внимание крупных корпораций. К тому же она обладает ценным опытом и ее за­хват может быть единственным путем получения доступа к па­тентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети. Напом­ним, что попытка прямого вторжения на рынок, контролируе­мой патиентом, может закончиться для гиганта плачевно. По­бедить специализированную фирму в ее области трудно, за­хватить целиком – часто много легче.

«Лиса» после поглощения.

Поглощение специализированной фирмы обычно не приводит к ее полному растворению в структуре более мощной корпорации, осуществившей захват. Самое ценное, что приобрела крупная фирма – это организация, оптимально приспособленная к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Распустить ее было бы непозволительной расточительностью. Напомним, что одна из основных функций фирмы – самообучение, накопление опыта, а не утрата его. Поэтому бывший независимый патиент управ­ляется как дочернее общество с высокой степенью автоном­ности.

Более того, нередко патиент как бы продолжает само­стоятельное существование. Так английский производитель дорогих спортивных автомобилей «Ягуар» сначала был погло­щен концерном «Бритиш Лейланд», потом вновь обрел незави­симость, затем вошел в состав «Форда». Хозяева менялись, а основные направления деятельности «Ягуара» – и прежде все­го традиции знаменитой марки – оставались прежними.

Судьба патиентов, избежавших поглощения, может раз­виваться по двум направлениям: стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей; смена стратегии и превращение в крупного виолента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: