Экономика как сообщество конкурирующих компаний
Новые понятия
Национальное сообщество компаний – совокупность взаимодействующих между собой компаний, придерживающихся разных конкурентных стратегий. Представляет собой своего рода экономическую экосистему страны, подобную сообществам живых существ (лес, тундра, степь и т.п.), и определяющую основные характерные черты данной экономики.
Кластеры – наиболее конкурентоспособные на мировом рынке относительно автономные части национального сообщества фирм.
Транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах. Их важнейшая особенность состоит в относительной независимости от национальной экономики.
Мы рассмотрели основные типы конкурентных стратегий компаний и можем теперь на новом уровне вернуться к анализу общеэкономической роли конкуренции. Дело в том, что фирмы, придерживающиеся разных стратегий, не изолированы. Они ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, составляют единую систему или СООБЩЕСТВО.
Рыночная экономика, собственно, и есть не что иное, как сообщество конкурирующих между собой компаний. Ведь лишь фирмы (и никто кроме них) производят все товары и услуги, обращающиеся на рынке. А поведение фирм жестко задается конкурентным взаимодействием: каждая компания занимает на рынке только тот сегмент (реализованную нишу), которую ей удается отстоять в борьбе с соперниками.
Любой существенный экономический процесс, следовательно, должен преломиться через конкурентные отношения фирм. Он становится возможным только тогда, когда фирмы могут участвовать в нем, не подрывая, а усиливая свои конкурентные позиции. В этом смысле конкуренция выступает как главный регулятор рыночной экономики.
Конкуренция и устройство современного рынка
Прежде всего, почему существует сама конкуренция в современной экономике? Один из вечных вопросов экономической теории, касается соотношения конкурентных и монополистических начал в хозяйстве.






