Глава 7. Экономика как сообщество конкурирующих компаний

Экономика как сообщество конкурирующих компаний

Новые понятия

Национальное сообщество компаний – совокупность взаимо­действующих между собой компаний, придерживающихся разных конкурентных стратегий. Представляет собой своего рода экономическую экосистему страны, подобную сообщест­вам живых существ (лес, тундра, степь и т.п.), и определяю­щую основные характерные черты данной экономики.

Кластеры – наиболее конкурентоспособные на мировом рынке относительно автономные части национального сообщества фирм.

Транснациональные корпорации (ТНК) – фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах. Их важнейшая особенность состоит в относительной независимо­сти от национальной экономики.

Мы рассмотрели основные типы конкурентных страте­гий компаний и можем теперь на новом уровне вернуться к анализу общеэкономической роли конкуренции. Дело в том, что фирмы, придерживающиеся разных стратегий, не изолир­ованы. Они ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, составляют единую систему или СООБЩЕСТВО.

Рыночная экономика, собственно, и есть не что иное, как сообщество конкурирующих между собой компаний. Ведь лишь фирмы (и никто кроме них) производят все товары и услуги, обращающиеся на рынке. А поведение фирм жестко задается конкурентным взаимодействием: каждая компания за­нимает на рынке только тот сегмент (реализованную нишу), которую ей удается отстоять в борьбе с соперниками.

Любой существенный экономический процесс, следова­тельно, должен преломиться через конкурентные отношения фирм. Он становится возможным только тогда, когда фирмы могут участвовать в нем, не подрывая, а усиливая свои кон­курентные позиции. В этом смысле конкуренция выступает как главный регулятор рыночной экономики.

Конкуренция и устройство современного рынка

Прежде всего, почему существует сама конкуренция в современной экономике? Один из вечных вопросов экономи­ческой теории, касается соотношения конкурентных и монопо­листических начал в хозяйстве.




double arrow
Сейчас читают про: