Обсуждение взаимосвязи конкурентоспособности фирм и экономики в целом будет не полным, если не подчеркнуть тот факт, что в послевоенный период практически все значительные компании (прежде всего ведущие виоленты и патиенты конкурентоспособных кластеров) вышли за рамки одной страны, превратившись в транснациональные корпорации (ТНК).
Транснациональными корпорациями называют фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах. В число ТНК в настоящее время входит 80-90 % крупнейших корпораций развитых капиталистических стран. При этом степень интернационализации этих фирм очень велика: к началу 90-х годов доля продукции, продаваемой средней ТНК за рубежом, примерно равнялась ее реализации внутри страны. Причем около трети товаров не только продавалось за границей, но и производилось там же – на зарубежных филиалах ТНК.
Широкое распространение транснациональных корпораций является крупнейшим качественным изменением состава фирменного «населения» капиталистической экономки в послевоенный период. Не случайно, феномену ТНК посвящена в последние годы огромная литература, пожалуй, превышающая по объему все, что написано об остальных типах фирм вместе взятых.
|
|
Выработаны достаточно убедительные теоретические объяснения быстрой транснационализации деятельности ведущих компаний. Что не избавляет нас, однако, от необходимости обратиться к данной проблеме с точки зрения конкурентной стратегии этого типа фирм. Ведь какие бы объективные причины не вызывали возникновение ТНК, эти компании никогда не получили бы широкого распространения, если бы их конкурентная стратегия не оказалась исключительно эффективной.
Конкурентные преимущества ТНК.
Успех ТНК как класса компаний базируется на том, что на разных уровнях им удалось успешно решить важнейшие проблемы, встающие перед фирмами придерживающихся двух типов конкурентной стратегии. А именно, на уровне всего концерна как единой организации справиться со многими трудностями, типичными для виолентов. На уровне же дочерних обществ за рубежом использовать преимущества эксплерентной стратегии, причем с меньшим по сравнению с независимой фирмой риском.