Транснациональные корпорации

Обсуждение взаимо­связи конкурентоспособности фирм и экономики в целом будет не полным, если не подчеркнуть тот факт, что в послевоенный период практически все значительные компа­нии (прежде всего ведущие виоленты и патиенты конкурентоспособных кластеров) вышли за рамки одной страны, пре­вратившись в транснациональные корпорации (ТНК).

Транснациональными корпорациями называют фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких стра­нах. В число ТНК в настоящее время входит 80-90 % крупнейших корпораций развитых капиталистических стран. При этом степень интернационализации этих фирм очень велика: к началу 90-х годов доля продукции, продаваемой средней ТНК за рубежом, примерно равнялась ее реализации внутри страны. Причем около трети товаров не только продавалось за границей, но и производилось там же – на зарубежных фи­лиалах ТНК.

Широкое распространение транснациональных корпор­аций является крупнейшим качественным изменением соста­ва фирменного «населения» капиталистической экономки в по­слевоенный период. Не случайно, феномену ТНК посвящена в последние годы огромная литература, пожалуй, превышаю­щая по объему все, что написано об остальных типах фирм вместе взятых.

Выработаны достаточно убедительные теоретические объяснения быстрой транснационализации деятельности ве­дущих компаний. Что не избавляет нас, однако, от необходи­мости обратиться к данной проблеме с точки зрения конкур­ентной стратегии этого типа фирм. Ведь какие бы объектив­ные причины не вызывали возникновение ТНК, эти компании никогда не получили бы широкого распространения, если бы их конкурентная стратегия не оказалась исключительно эф­фективной.

Конкурентные преимущества ТНК.

Успех ТНК как класса компаний базируется на том, что на разных ур­овнях им удалось успешно решить важнейшие проблемы, встающие перед фирмами придерживающихся двух типов конкурентной стратегии. А именно, на уровне всего концерна как единой организации справиться со многими трудностями, типичными для виолентов. На уровне же дочерних обществ за рубежом использо­вать преимущества эксплерентной стратегии, причем с мень­шим по сравнению с независимой фирмой риском.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: