Если в производственной сфере преимущества патиентной стратегии еще предстоит реализовать, то в торговле, страховом, банковском деле они уже налицо. В перечисленных областях к настоящему времени действует множество частных компаний, составляющих друг другу острую конкуренцию.
На начальных этапах реформ наивысшие прибыли приносили самые ходовые товары или услуги (автомобили, спирт, компьютеры и т.п.). Однако насыщение рынков заставило действующие на них фирмы перейти к ценовой конкуренции, что снизило прибыльность массовых товаров. Напротив фирмы-специалисты получили преимущества: их сегменты рынка оказались «мало населенными», что благоприятно сказалось на прибылях и сократило риск. Примерами специализированных фирм могут служить «Союзконтракт» (импорт знаменитых окорочков), «Защита» (страхование грузоперевозок), «Роза ветров» (туризм для футбольных болельщиков) и др.
Реальный пример
В «Денди» играют все!
Среди множества российских фирм, торгующих компьютерами, только одна – «Стиплер» – сделала серьезную ставку на продвижение на рынок игровых приставок. Итоги ошеломляющи: в январе 1993 г. объем реализации составлял 180 тыс. долл.; в октябре – 1,8 млн. долл.; в первом полугодии 1994 г. продажи стабилизировались на уровне 5 млн. долл. в месяц.
|
|
Почти 30-кратный рост в долларовом, т.е. неинфляционном исчислении всего за полтора года – таков приз, полученный фирмой за дифференциацию товара и уникальную нишу на рынке. Действительно, на любом компьютере в принципе можно играть. Злые языки утверждают, что именно на игры тратится большая часть машинного времени в большинстве организаций. Успех же «Стиплер» объясняется тем, что он предложил исключительно игровую разновидность компьютера, которой не было в ассортименте других фирм.
Многие из тех, кто купил дешевую игровую приставку «Денди», никогда не стали бы тратиться на дорогой полноценный компьютер. Другим серьезная машина дома вообще не нужна, а игры – не повредят. Третьи думали о детях...
Выйдя из общего ряда компьютерных торговцев, фирма создала свое неповторимое лицо и добилась успеха.
Вопросы для ситуационного анализа:
1. Какие признаки патиентной стратегии характерны для «Стиплер»?
2. Приведите примеры других патиентов, действующих в России.