Монополизм особого рода

Истоки монополизма российских предприятий иные, чем на Западе. В капиталистических странах монополии воз­никали в результате объединения или сговора прежде независимых предприя­тий. Поэтому полная монополия (не пу­тать с олигополистическим состоянием рынка) – большая ред­кость. Сосредоточению всего производства в руках единст­венной фирмы препятствовали рыночные силы (процессы конкуренции) и одновременно ему эффективно противостояло государство. В частности, проводилась принудительная демо­нополизация – расщепление монополии на компании, из ко­торых она была создана.

В СССР, напротив, многие крупные предприятия созна­тельно создавались как единственные в стране производи­тели определенной продукции, чтобы до предела использо­вать экономию на масштабах производства. В условиях пла­новой экономики это прямо не грозило монополизмом, т.к. предприятие не могло злоупотребить выгодой своего положе­ния. Скажем, оно не имело права самостоятельно устанавли­вать цены, а, следовательно, не могло и завышать их.

Всплеск монополистических тенденций произошел в начале реформы, когда предприятия стали обретать хозяйст­венную самостоятельность. Тогда, в условиях еще существо­вавшего острого товарного голода, почти все предприятия ре­шали свои проблемы на монопопистический лад: снижали производство, одновременно повышая цены. А государство оказалось беспомощным в борьбе с этой неблагоприятной тенденцией: даже в целях демонополизации разделить еди­ный технологический комплекс предприятия на несколько час­тей невозможно.

Позже, однако, вступили в действие факторы, ограни­чившие произвол монополистов. А именно: спросовые огра­ничения и иностранная конкуренция. Продолжать тактику гру­бого монополистического давления оказались в состоянии лишь абсолютно незаменимые естественные монополисты (например, железные дороги) и предприятия, работающие на промежуточного потребителя. Так, производители моторов продолжают жестко наращивать цены, пользуясь своей неза­менимостью для отечественных автофирм. Дело в том, что все связанные с ростом цены проблемы (падение спроса, снижение конкурентоспособности) приходится решать произ­водителя конечной, а не промежуточной продукции. В нашем примере: свою продукцию автомобилестроитель не может ре­ализовать, не продав одновременно смонтированный в нем мотор, какую бы цену за последний не заломили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: