Истоки монополизма российских предприятий иные, чем на Западе. В капиталистических странах монополии возникали в результате объединения или сговора прежде независимых предприятий. Поэтому полная монополия (не путать с олигополистическим состоянием рынка) – большая редкость. Сосредоточению всего производства в руках единственной фирмы препятствовали рыночные силы (процессы конкуренции) и одновременно ему эффективно противостояло государство. В частности, проводилась принудительная демонополизация – расщепление монополии на компании, из которых она была создана.
В СССР, напротив, многие крупные предприятия сознательно создавались как единственные в стране производители определенной продукции, чтобы до предела использовать экономию на масштабах производства. В условиях плановой экономики это прямо не грозило монополизмом, т.к. предприятие не могло злоупотребить выгодой своего положения. Скажем, оно не имело права самостоятельно устанавливать цены, а, следовательно, не могло и завышать их.
|
|
Всплеск монополистических тенденций произошел в начале реформы, когда предприятия стали обретать хозяйственную самостоятельность. Тогда, в условиях еще существовавшего острого товарного голода, почти все предприятия решали свои проблемы на монопопистический лад: снижали производство, одновременно повышая цены. А государство оказалось беспомощным в борьбе с этой неблагоприятной тенденцией: даже в целях демонополизации разделить единый технологический комплекс предприятия на несколько частей невозможно.
Позже, однако, вступили в действие факторы, ограничившие произвол монополистов. А именно: спросовые ограничения и иностранная конкуренция. Продолжать тактику грубого монополистического давления оказались в состоянии лишь абсолютно незаменимые естественные монополисты (например, железные дороги) и предприятия, работающие на промежуточного потребителя. Так, производители моторов продолжают жестко наращивать цены, пользуясь своей незаменимостью для отечественных автофирм. Дело в том, что все связанные с ростом цены проблемы (падение спроса, снижение конкурентоспособности) приходится решать производителя конечной, а не промежуточной продукции. В нашем примере: свою продукцию автомобилестроитель не может реализовать, не продав одновременно смонтированный в нем мотор, какую бы цену за последний не заломили.