Многие из лишившихся монополистических преимуществ крупных российских предприятий немедленно испытали на себе другую крайность: они оказались на грани или даже за гранью полной утраты конкурентоспособности. Мы называем такую неконкурентоспособность индуцированной, т.е. вызванной внешними условиями, т.к. в большинстве случаев вины самих предприятий в ее возникновения не было. Скорее они выступили жертвами общих процессов трансформации хозяйства.
Так, в некоторых отраслях (компьютеростроение, аудио- и видеотехника и др.) роковую для производителей роль сыграло общее отставание СССР от мирового уровня. На фоне импортных товаров их продукция оказалась безнадежно устаревшей. Обвал же спроса на отечественный текстиль вызван его плохим дизайном. В других секторах (например, в военно-промышленном комплексе) глубокий кризис был спровоцирован полным прекращением государственных закупок. Вообще все крупные производители пострадали от глубокого макроэкономического кризиса. Напомним, что виоленты особенно плохо переносят снижение загрузки мощностей – тяжелым грузом в этом случае на них ложатся очень значительные на любом крупном предприятии фиксированные издержки. В российской же промышленности в 1995 г. уровень загрузки упал ниже половины имевшихся мощностей.
Деморализация значительной части руководства крупных российских предприятий объективно понятна: слишком малы шансы на успех. Чтобы ни делал завод-производитель отечественных телевизоров, мгновенно сравняться по конкурентоспособности с импортной продукцией ему не удастся. Вряд ли также конверсия обеспечит безубыточное существование большинства бывших военных заводов. Без изменения макроэкономической ситуации в стране преодоление индуцированной неконкурентоспособности значительной частью предприятий представляется маловероятной.
Это не значит, однако, что прекращение ими попыток приспособиться к новым условиям, является рациональной линией поведения.
Формирование виолентной стратегии.
Об этом свидетельствует, в частности, опыт третьей группы крупных российских предприятий, существенно продвинувшихся на пути формирования подлинной виолентной стратегии. В качестве примеров упомянем реорганизованный Сбербанк, ЛОМО, АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, Новомосковскбытхим, МоВен.