Заключение

В ходе решения поставленных в курсовой работе задач получены следующие результаты.

Изучена психолого-педагогическая, учебно-методическая и художественная литература, посвященная рассмотрению сущности и возможностям межкультурной компетентности младших школьников. И. Халеевой, С.Г. Тер-Минасовой, в исследованиях А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, В.В. Сафонова. В.В. Ощенкова и другие.

Определены концептуальные положения компетентностного подхода Выделены два базовых понятия: «компетенция» как некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика и «компетентность» как состоявшееся личностное качество, представляющее собой интеграцию компетенций, которое позволяет мобилизовать их в решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Наиболее комплексная классификация ключевых компетенций, предложенная И.А. Зимней: 1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; 2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды; 3) компетенции, относящиеся к деятельности человека. Одной из компетенций, составляющих группу относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, является межкультурная компетенция, необходимая для формирование межкультурной компетентности.

Раскрыто содержание понятия межкультурная компетентность, - интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур на основе признания их культурных ценностей и толерантного отношения к их отличиям. Наиболее полно структура межкультурной компетентности представлена М. Байром, однако данная модель не учитывает компонент знание языка и понимание связи языка с мышлением, а это, на наш взгляд, имеет большое значение для понимания особенностей иной и своей культуры, особенностей образа мышления людей, говорящих на том или ином языке.

Выявлены особенности формирования межкультурной компетентности младших школьников в основе, которой лежит этническая идентичность, становление которой происходит, по мнению Снежковой, И.А. в три этапа: первый (6-10 лет), второй (11-15 лет), третий (16-17 лет). В начальной школе формирование межкультурной компетентности предполагает введение учащегося сначала в родную для него культуру, а затем в иные культуры. При этом вначале у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать межкультурные различия как что-то позитивное, затем эта готовность должна развиться в способность к межэтническому взаимопониманию и диалогу, который будет основой для формирования межкультурной компетентности в среднем и старшем звене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: