Примечания. Выготский Л. С. Собр. сочинений: В 6 т

Выготский Л. С. Собр. сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 166.

(обратно)

Основу работы «Личность и условия ее развития и здоровья» составляет речь, произнесенная ученым 4 сентября 1905 г. на II съезде русских психиатров в Киеве. В этой работе Бехтерев дает определение личности с опорой на понятие «отношения человека», рассматривает широкий перечень факторов развития личности, включая природную и социальную среду. Достаточно детально Бехтерев обсуждает вопрос о необходимости создания благоприятных социально-экономических и гигиенических условий полноценного развития личности, сохранения психического здоровья.

(обратно)

Фрагмент первой части книги «Классификация личностей». Здесь приведен текст из книги: Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 9–13.

(обратно)

Сокр. от respective (лат.) – в зависимости от обстоятельств.

(обратно)

Термины «эндо– и экзопсихический» заимствованы из написанной нами совместно с С. Л. Франком статьи: «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (Примеч. А. Ф. Лазурского).

(обратно)

Систематический перечень основных психических функций в связи с подробным изложением эндопсихических проявлений личности см. в моей «Программе исследования личности» (Примеч. А. Ф. Лазурского).

(обратно)

Введение к пятой части «Основ общей психологии». Текст приводится по книге: Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.

(обратно)

Термин «свойства» употребляется здесь в широком смысле, как обозначающий, наряду с характерологическими чертами, также установки и направленности личности, т. е. все, что непосредственно определяет ее психический облик. (Примеч. С. Л. Рубинштейна).

(обратно)

Статья была опубликована в книге «Психологическая наука в СССР» (1960) и вобрала в себя более раннюю статью Теплова «Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений» (1957). Для хрестоматии взят (с сокращениями) текст из книги: Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 151–157.

(обратно)

Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48–53.

(обратно)

Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 175–188.

(обратно)

См.: Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 413.

(обратно)

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. С. 118.

(обратно)

Фрагменты четвертой главы книги «О проблемах современного человекознания». 1977. С. 187–249.

(обратно)

Статья опубликована: Психологический журнал. 1982. № 1. С. 43–51.

(обратно)

Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289–331.

(обратно)

Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее. Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект» (Примеч. Б. Ф. Ломова).

(обратно)

Статья опубликована в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990. С. 18–33.

(обратно)

Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 257–261.

(обратно)

Фрагменты книги: Объективная психология. Текст дается по изданию: М., 1991. С. 393–394.

(обратно)

Фрагменты работы Узнадзе: Экспериментальные основы психологии установки. 1949. Текст издается по изданию: Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289–292.

(обратно)

Фрагменты книги: Человек как предмет познания. Л., 1968.

(обратно)

Статья опубликована в сборнике «Проблемы личности» (1969). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 342–353.

(обратно)

Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 310–331.

(обратно)

О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5.

(обратно)

Фрагменты шестой главы «Понятие «структура» в учении о личности» и седьмой главы «Концепция динамической функциональной структуры личности» из книги: Структура и развитие личности М., 1986. С. 122–141.

(обратно)

Фрагменты второй главы книги: Аномалии личности. М., 1988. С. 58–59, 89-109.

(обратно)

Фрагменты второй главы книги: Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. С. 12–34.

(обратно)

Текст дается по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97–131.

(обратно)

Эндемический – местный, свойственный данной местности.

(обратно)

Сикорский И. А. Вопросы нервно-психической медицины, 1904.

(обратно)

Mens sana in corpore sano (лат). – Здоровый дух в здоровом теле.

(обратно)

Глава 16 из «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» (рукопись). Текст приводится по книге: Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 161–165.

(обратно)

Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст приводится по книге: Психология отношений. М., Воронеж, 1995. С. 53–55.

(обратно)

Фрагменты из третьей части книги: Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143–206.

(обратно)

Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 206–230.

(обратно)

См.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 368–378.

(обратно)

См.: Эльконин Э. Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. 1971. № 4.

(обратно)

См.: Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 54. М., 1935. С. 31.

(обратно)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 253.

(обратно)

J. Nuttin. La Structure de la personalite. Paris, 1925. Р. 234.

(обратно)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62.

(обратно)

О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 265–274.

(обратно)

Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.

(обратно)

Написано автором для «Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии» (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 174–179).

(обратно)

Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.

(обратно)

Статья в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 426–433.

(обратно)

Статья в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990.

(обратно)

Фрагменты пятой главы учебника: Психология личности. М., 1990. С. 152–172.

(обратно)

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228–229.

(обратно)

Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.

(обратно)

Фрагменты статьи в сборнике: Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156–172.

(обратно)

Фрагменты статьи, опубликованной: Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57–65.

(обратно)

«Событие» определялось как любое изменение в условиях жизни человека, в его поведении и поступках, в его внутреннем мире. (Примеч. авт.)

(обратно)

Фрагменты книги: Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.

(обратно)

Фрагменты статьи в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 472480.

(обратно)

Фрагменты статьи в сборнике: Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. С. 89–106.

(обратно)

Фрагмент из книги: Реана А. А. и Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–36.

(обратно)

Фрагменты двух глав «Проблема личностной организации времени жизни» и «Время жизненного пути и развитие личности» монографии: Время личности и время жизни. СПб., 2001.

(обратно)

39, с. 224

(обратно)

Фрагмент статьи в сборнике «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 155–160.

(обратно)

Текст приводится по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 101–129.

(обратно)

Фрагмент из книги: Педагогическая психология. М., 1996. С. 198–204.

(обратно)

Фрагмент из книги: Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1. С. 124–135.

(обратно)

Фрагменты статьи, опубликованной: Социологический журнал». 1994. № 1. С. 35–52.

(обратно)

Фрагмент из книги: Основы социально-психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45–61.

(обратно)

Фрагмент из книги: Психология социального познания. М., 1997. С. 162–175.

(обратно)

Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровского А. В., Ярошевского М. Г.: Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 246–255.

(обратно)

Фрагмент из книги: Реана А. А., Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.

(обратно)

Фрагменты главы из книги: В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 15–33.

(обратно)

Грамши А. Избр. произв.: В 3 т. М., 1969. Т. 3. С. 3.

(обратно)

Фрагменты книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 30–36.

(обратно)

Фрагмент из книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 40–42.

(обратно)

Статья в журнале: Человек. 1994. № 5. С. 21–38.

(обратно)

Именно здесь принципиально важно различить понятия «субъективное» и «психическое», оставляя за последним лишь то содержание человеческой реальности, которое еще не стало для человека предметом его практического освоения, то есть осталось объектным, а соответственно – предметом естественно-научного познания. (Примеч. В. И. Слободчикова).

(обратно)

Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. С. 17–39. Основу статьи составляет речь, прочитанная Гротом 4 марта 1895 г. на публичном годовом заседании Психологического общества в память десятилетия со времени его основания.

(обратно)

Под счастьем мы разумеем и будем далее разуметь то, что понимал под ним Кант, а именно «сознание разумным существом приятности жизни, которая (по возможности) непрерывно сопровождает все его существование. (Примеч. Н. Я. Грота).

(обратно)

Фрагменты главы «Смысл жизни» из книги: Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. С. 489–582.

(обратно)

Статья, опубликованная: Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15–25.

(обратно)

Напомню известный эксперимент французских психологов: на кинопленке художественного фильма, который демонстрировался в одном из кинотеатров Парижа, были нанесены надписи: «Посетите ближайшее кафе». Расстояние между отдельными надписями было настолько большим, что увидеть их на экране было невозможно. Тем не менее после окончания сеанса толпы зрителей устремились к кафе, которое обычно в это время пустовало. (Примеч. В. Э. Чудновского).

(обратно)

Термин, предложенный Т. А. Титовой (1974) (Примеч. В. Э. Чудновского).

(обратно)

Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19–41.

(обратно)

Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации (Примеч. В. Д. Шадрикова).

(обратно)

Статья в журнале: Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.

(обратно)

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

(обратно)

Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 269–281.

(обратно)

Путь искомого обоснования мы встречаем в гегелевском очерке «Преобразования необходимости в свободу»; связь между причиной и действием в своей истине, отмечает автор «Науки логики», предполагает возвращение причины к себе (через то, что выступает как ее действие и благодаря чему «в изначальность полагается действие, т. е. изначальность снимается; действие причины становится реакцией»).

(обратно)

Сausa cui (лат) – причина самого себя (т. е. первопричина).

(обратно)

Имманентный – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.

(обратно)

Трансфинитный – находящийся за пределами конечного.

(обратно)

Оглавление

· ПРЕДИСЛОВИЕ

· ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

· Раздел I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

· Психологическое определение личности [2]. В. М. Бехтерев

· О составе личности[3]. А. Ф. Лазурский

· О личностном подходе[7]. С. Л. Рубинштейн

· К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9]. Б. М. Теплов

· Понятие личности в аспектах нормы и патологии [10]. В. Н. Мясищев

· Индивид и личность[11]. А. Н. Леонтьев

· Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14]. Б. Г. Ананьев

· Патопсихологический метод в изучении личности[15]. Б. В. Зейгарник

· Общественные отношения как общее основание свойств личности[16]. Б. Ф. Ломов

· Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности[18]. В. М. Русалов

· Теория личности с позиций категориального анализа психологии[19]. А. В. Петровский

· Раздел II. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

· Органическая и социальная сфера личности[20]. В. М. Бехтерев

· Установка у человека. проблема объективации[21]. Д. Н. Узнадзе

· Структура личности[22]. Б. Г. Ананьев

· Направленность личности. субъективные отношения личности[24]. Б. Ф. Ломов

· О системе «личность»[25]. Б. И. Додонов

· Концепция динамической функциональной структуры личности[26]. К. К. Платонов

· Смысловая сфера личности[27]. Б. С. Братусь

· Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории[28]. Г. Е. Залесский

· Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

· Личность и условия ее развития и здоровья[29]. В. М. Бехтерев

· Развитие личности и мировоззрения ребенка[33]. Л. С. Выготский

· Понятие личности в аспектах нормы и патологии[34]. В. Н. Мясищев

· Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка[35]. Л. И. Божович

· Формирование личности[36]. А. Н. Леонтьев

· Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности[43]. Б. Г. Ананьев

· Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности[44]. П. М. Якобсон

· Проблемы этического развития ребенка[45]. С. Г. Якобсон

· Постоянство и изменчивость личности[46]. И. С. Кон

· Психология формирования и развития личности[47]. Л. И. Анциферова

· Развитие личности на ранних этапах детства[48]. Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова

· Движущие силы и условия развития личности[49]. А. Г. Асмолов

· Проблема субъекта в психологической науке[51]. А. В. Брушлинский

· Раздел IV. ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ

· Развитие личности и ее жизненный путь[52]. Н. А. Логинова

· Психологический возраст личности[53]. А. А. Кроник, Е. И. Головаха

· Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности[55]. Е. И. Головаха

· Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования[56]. И. С. Кон

· Возрастная динамика самореализации личности[57]. Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко

· Самоактуализация и самотрансценденция личности[58]. А. А. Реан

· Время личности и время жизни[59]. К. А. Абульханова, Т. Н. Березина

· Развитие личности в контексте жизненной ситуации[61]. Е. Ю. Коржова

· Раздел V. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ

· Личность и условия ее развития и здоровья[62]. В. М. Бехтерев

· Pеальные формы социального поведения[63]. Л. С. Выготский

· Социальные ситуации развития личности и ее статус[64]. Б. Г. Ананьев

· Социальная идентификация в кризисном обществе[65]. В. А. Ядов

· Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности[66]. А. А. Бодалев

· Социальная идентичность: временные и средовые компоненты[67]. Г. М. Андреева

· Потребность «быть личностью»[68]. А. В. Петровский

· Социализация личности[69]. А. А. Реан

· Раздел VI. ВНУТРЕННИЙ МИР ЛИЧНОСТИ

· Загадка человеческого «Я»[70]. И. С. Кон

· Внутренний мир личности[72]. Д. А. Леонтьев

· Я – последняя инстанция в личности[73]. Д. А. Леонтьев

· Реальность субъективного духа[74]. В. И. Слободчиков

· Раздел VII. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ

· Устои нравственной жизни и деятельности[76]. Н. Я. Грот

· Смысл жизни[78]. С. Л. Франк

· Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего»[79]. В. Э. Чудновский

· Духовные способности[82]. В. Д. Шадриков

· Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры[84]. В. В. Знаков

· Идея свободной причинности в психологии личности[86]. В. А. Петровский

· ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: