Типы ценностей | Студентки колледжа N=2475 | Дипломированные медсестры, проходящие педагогическую подготовку | Аспирантки, специализирующиеся в администрировании N=77 | Учительницы из Корпуса Мира N=131 |
N=328 | ||||
Теоретические | 36,5 40,2 37,3 40,6 | |||
Экономические | 36,8 32,9 40,4 29,9 | |||
Эстетические | 43,7 43,1 46,8 49,3 | |||
Социальные | 41,6 40,9 35,0 41,2 | |||
Политические | 38,0 37,2 41,8 39,7 | |||
Религиозные | 43,1 45,7 38,7 39,2 |
основанная на повторном тестировании выпускников колледжа Веллесли, которые проходили тестирование по методике измерения ценностей.
В таблице 2 приведены значимые отклонения (начиная с пятипроцентного уровня) по средним значениям для различных профессиональных групп выпускников колледжа Веллесли. Фактически в каждом случае мы находим значимые отклонения для каждой рассматриваемой нами профессиональной группы. Так, у бизнесменов значительно усилились экономические интересы; у медицинских работников, государственных служащих, литераторов и научных работников — теоретические, у литераторов и художников — эстетические; у социальных работников социальные; и у священнослужителей — религиозные.
|
|
Таблица 2
Значимые отклонения результатов опроса выпускников колледжа Веллесли от средних значений
Профессиональные группы | № | Типы ценностей | |||||
Теорети- ческие | Экономи- ческие | Эстети-ческие | Социаль-ные | Политич- ческие | Религи-озные | ||
Бизнесмены | Ниже | Выше | |||||
Медицинские работники | Выше | Ниже | Ниже | ||||
Литераторы | Выше | Ниже | Выше | ||||
Художники | Выше | Ниже | |||||
Научные работники | Выше | Ниже | |||||
Государственные служащие | Выше | Ниже | Ниже | ||||
Социальные работники | Выше | ||||||
Священнослужители | Ниже | Выше |
Для того чтобы получить относительно высокий балл по одной ценности, нужно было пренебречь прочими. По этой причине интересно отметить в табл. 2 те ценности, которыми пренебрегают, получая таким образом более высокий балл по профессионально значимым ценностям. (В случае с социальными работниками оказывается, что они предпочитают социальные ценности всем прочим.)
Таким образом, даже для студентов колледжа уже можно в целом предсказать направление их профессиональной деятельности через 15 лет. По мнению Ньюкома, Тернера и Конверса (Newcomb, Turner & Converse, 1965), этот тест измеряет «всеобъемлющие ценности», или «основные ценностные состояния», исключительно широкие по своей при" роде. Оценочные жизненные ориентации определяют частные ежедневные выборы в течение многих лет.
|
|
Одна из причин, по которой я выбрал в качестве иллюстрации именно это исследование черт, заключается в том, что я намерен затронуть принципиальный методологический вопрос. Шесть вышеназванных ценностей не являются абсолютно независимыми. Существует некоторая тенденция к ковариации эстетической и теоретической ценностей, а также экономической и политической, социальной и религиозной. Тут же в голову приходит следующая мысль: «Давайте проведем факторный анализ и посмотрим на ортогональные измерения». Этот шаг предпринимался несколько раз, но в целом результаты были крайне противоречивыми. Одни исследователи установили, что требуется меньше, чем шесть факторов, другие — что больше. Я думаю, что это как раз тот случай, когда наш эмпиризм должен подчиниться рациональным ограничениям. Уже имеющиеся определения черт имеют смысл, они валидны и поддаются измерению. Для чего приносить их в жертву распространенным, но ошибочным представлениям о научности?