Средние значения выраженности предрассудков

Тип религиозной ориентации

Предрассудки Последовательно внутренние Последовате- Льно внешние Умеренно непоследовательные, но склоннные к религии Крайне непоследовательные но склонные к религии
Антинегритянские Антисемитские 28,7 33,0 35,4 37,9 22,6 24,6 28,0 30,1

Примечание. N=309, смешанная выборка. Все различия значимы на 1%-ном уровне.

лизительно ту же функцию. Потребности в статусе, безопасности, комфорте и уверенности в своей правоте могут быть удовлетворены как посредством этнической враждебности, так и посредством приспособления религиозной ориентации к собственным нуждам. У других людей организация жизни обратная: именно религия стоит в центре их существования, и единственная этническая установка, сопоставимая с их внутренней ориентацией, — это установка на братство, а не на этнические предрассудки.

Эти исследования (Lenski, 1963, Williams, 1964 и другие) демонстрируют, что мы можем понять многое, подвергнув тщательному анализу' наши религиозные чувства и их функционирование. Их стилеобразующее влияние на организацию нашей жизни может быть различным. В соответствии со своей природой они могут порождать как установку на ' братство, так и этническую нетерпимость.

Остается не до конца выясненным вопрос о склонности к предрассудкам тех, кто не посещает церковь. На основе имеющихся данных можно сделать следующий вывод. Те, кто вообще не посещает церковь, в целом менее склонны к предрассудкам, чем те, кто имеет внешнюю религиозную ориентацию. А у последних проявляется больше предрассудков, чем у тех, кому, присуща внутренняя религиозная ориентация. Выяснения причин этого явления могут стать темой последующих исследований.

Индивидуальные диспозиции: идиоморфический подход

В последнем исследовании «эвристического реализма» мы будем иметь дело с теми характеристиками личности, которые отличают одного челе века от другого. Эта методика не имеет отношения к привычным для нас -измерениям или сравнениям с другими людьми, за исключением тех, что заложены непосредственно в структуре языка. Поскольку, как было обнаружено (Allport & Odbert, 1936), существует более 17 тысяч слов, описывающих черты личности, и поскольку эти слова могут употребляться в любых сочетаниях, нет никакого резона утверждать, что использование имеющегося в распоряжении словарного перечня делает любое исследование черт номотетическим, т. е. поддающимся формальным измерениям.;

Моя книга «Письма Дженни» (G.W. Allport, 1965), представляющая собой серию из 172 подлинных ее писем, содержит достаточно материала для довольно полного клинического анализа личности Дженни, так же как и для тщательного количественного анализа. Хотя в этом случае нет возможности обеспечить внешнюю проверяемость диагноза каким-либо иным методом, отличным от тех двух, которые были использованы, он внутренне согласован, что может являться подтверждением обоснованности выделенных черт.

Клинический анализ в данном случае подобен суждению на основе здравого, смысла. Тридцать девять экспертов перечислили существенные, на их взгляд, черты личности Дженни. В результате было выделено 198 субстантивированных прилагательных. Многие из приведенных в том списке черт были очевидными синонимами; и почти все они попадали в один из восьми кластеров.

Количественный анализ состоял в кодировании писем в соответствии с 99 ключевыми словами из «Общего словаря исследователя» (Stone, Bales, Namenwirth & Ogilvie, 1962). Частота связей между этими ключевыми словами в каждом из писем послужила основой для факторного анализа (см. G.W.Allport, 1965, р. 200).

В таблице 5 приведены два параллельных ряда черт. Один из них составляет перечень кластеров, полученных при клиническом анализе, основанном на тщательном прочтении писем, другой — перечень факторов, полученных в результате количественного анализа (Jeffrey Paige, не опубликовано).

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: