Значение парадоксов Джеймса для современной психологии

Во многом психологи дня сегодняшнего напоминают Джеймса. Подобно ему, они не доверяют априорности в науке о психическом, их удовлетворяет мозаичный способ работы с многосторонним объектом исследования, они сопротивляются соблазнам унификации, предлагаемым рационализмом и диалектикой. Так же как и ему, им противна любая форма самообмана, они держатся в стороне от авторитарных расовых и классовых предрассудков. Они представляют собой интернациональную группу, свободомыслящую, открытую, самоотверженно посвятившую себяинтересам гуманизма. Более того, они разделяют оптимистичный взгляд Джеймса на то, что человеческая природа поддается улучшению, что войн можно избежать, что повсеместная демократия вполне достижима

Я думаю, что различие кроется в меньшей широте их горизонта. С годами Джеймс включал все больше и больше положений в свою концепцию науки о психическом. Он писал:

«.. наша наука — капля, наше незнание — море. Что бы еще ни было очевидным, для меня самым очевидным является то, что мир нашего естественного знания определенным образом включен в некий более широкий мир, скрытые свойства которого на данном этапе не могут быть выявлены и объяснены посредством наших позитивистских идей» (12, стр. 54).

Его страстью было исследовать все феномены психической жизни и не исключать ни один из них. В его психологии отводилось место не только результатам исследований психического, френологии и мистицизма, она была открыта и допускала в сферу своей компетенции «большие страхи, любови и возмущения» рода человеческого и призывала'к «высочайшим идеям, таким, как справедливость, истина или свобода» (12, стр. 211). Он хотел, чтобы психологи осознали тот фундаментальный моральный факт, что своими собственными теориями человеческой природы они могут возвысить или унизить эту самую природу. Унизительные предположения унижают человека, благородные предположения возвеличивают его. Его собственные идеи всегда были самыми благородными из всех возможных. Контраст между широким горизонтом Джеймса и ограниченностью взглядов большей части современной психологии был очень хорошо описан Перри:

«Психология Джеймса охватывала множество фактов и теорий (и не по недосмотру, а в соответствии с сознательным и тщательно осуществляемым решением); любой психолог современности может найти в ней некоторые из своих предположений, но не найдет ни одного своего отрицания. Действительно, Джеймс старался быть в определенном смысле «позитивистом». Но позитивизм Джеймса был практически противоположен той доктрине, которой сейчас приписывают это название. Современный позитивизм закрывает все двери, кроме одной, позитивизм Джеймса открывал все двери и держал их открытыми» (19, стр. 79).

Титаническое усилие, осуществляемое в наши дни, наконец, приводит психологию к тому, что было давно известно Джеймсу — а именно - к мудрому решению держать двери открытыми. В последние месяцы сотни психологов покидают свои лаборатории, и, ломая свою привычную скорлупу, вступают в борьбу, где высвобождаются «большие страхи, любови и возмущения» человечества, где люди совершают жестокие поступки как во имя зла, так и во имя добра, где «высочайшие идеи» проникают в их собственное сознание. Давным-давно Джеймс подчеркивал, что суждение простого наблюдателя, скорее всего, окажется ложным. Психологи должны отказаться от своей наблюдательской позиции и стать участниками процесса, и, поступая таким образом, ониоткроют больше дверей человеческой психики, чем они когда-либо раньше принимали в расчет. Они лицом к лицу столкнулись с Уильямом Джеймсом, поскольку именно вместе с ним они сейчас стараются понять человеческую волю к вере, высвободить скрытые потенциалы его энергии, обнаружить моральный эквивалент войны. Если психологи хотят оказаться полезными при восстановлении мира, им стоит хорошо запомнить его слова:

«Ход истории — это не что иное, как бытие человека, который из поколения в поколение старался обнаружить все более и более общий порядок. Подумайте, каким образом можно реализовать ваши собственные идеалы, чтобы они удовлетворяли и чужим требованиям, — и это будет тропа к достижению мира» (12, стр. 174).

Послание Джеймса современной психологии заключается в следующем: ограниченная согласованность не сможет ни спасти вашу науку, ни помочь человечеству. Пусть ваш подход будет многосторонен, пусть все его аспекты воздадут должное героическим качествам человека. И если вы обнаружите, что увязли в парадоксах, ну и что с того? Кто может сказать, что Вселенная не содержит парадоксов просто потому, что он сам находит их неприятными? Осознать и представить себе всю целостность человеческого опыта — нелегкая задача.

Когда его отец уже стоял на пороге смерти, Джеймс, который был тогда в Европе, написал ему трогательное прощальное письмо:

«Всей моей интеллектуальной энергией я обязан тебе, и хотя мы часто спорили друг с другом на этот счет, я уверен, что где-то существует гармония и что наши усилия объединятся» (9,1, стр. 219).

Если бы он написал напутственную речь представителям своей профессии, я уверен, она содержала бы те же самые слова. В многообразии взглядов в науке о психике, где все мы спотыкаемся на пороге, УильямДжеймс, сторонник гуманизма и истины, призывает нас к взаимному уважению и плюрализму:

«Я уверен, что где-то существует гармония и что наши усилия объединятся».

1. Возможно, что подобный сдвиг произошел частично из-за того, что в начале века, работая над «Многообразием», Джеймс уделял значительное внимание изучению автобиографий. Он очень уважительно относился к этим документам, которые выставляли напоказ интенсивные личностные переживания «самых религиозных людей в самые религиозные моменты их жизни». Такие переживания, по убеждению Джеймса, хотя и не видны окружающим, несомненно, аутентичны и являются самой сущностью вопроса.

2. Журнал (Philosophy and Phenomenological Research) был основан в 1940 году.

3. Концепция интереса Джеймса оказала большее влияние на образование (прогрессивное обучение) и на философию (см. 18), чем на психологию.

4. Исключение составляет его интерес к роли заинтересованного внимания и воли в выборе элементов в противоположность механической последовательности ассоциаций (10,I, стр. 572, 549).

5. В вундтовском стремлении к совершенной согласованности он видел «ужасный привкус притворства» (20, II, стр. 96).

Библиография

1. Allport, G. W., «The use of personal documents in psychological science», New York: Social Science Research Council, 1942. Bulletin No. 49, стр. 210.

2. Boring, E. G., «Human nature vs. sensation: William James and the psychology of the present», Amer. J Psychol., 1942, 55, 310—327.

3. Calkins, M. W., in Murchinson, С. С., A history of psychology in autobiography, Worchester: dark Univ. Press, том 1, 1930. Стр. 31—62.

4. Dewey, J., «The vanishing subject in the psychology of James», J. Phil., 1940, 37, 589—599.

5. Durkheim, E., «Representations individuelles et representations collectives», Rev. Metaphys., 1898, 6, 274—302.

6. Edman, I., «William James; 1842—1942», The Nation, 1942, 154, 67—68.

7. Grattan, С. Н., The three Jameses, New York: Longmans, Green & Co.,. 1932, 376 стр.

8. James, H., A small boy and others, New York: Schribner's Sons, 1914.

9. James, H., (ed.) The letters of William James, Boston: Atlantic Monthly Press, 1920, том I, 348 стр.; том II, стр. 382 стр.

10. James, W., Principles of psychology, New York: Henry Holt, 1890, том I, 689 стр.; том II, 704 стр.

11. James, W., Varieties of religious experience, New York: Longmans, Green & Co., 1902, стр. 534 стр.

12. James, W., The will to believe, and other essays, New York: Longmans, Green & Co., 1897, 333 стр.

13. James, W., «The energies of men», Phil. Rev., 1907, 16, 1—20.

14. James, W., The pluralistic universe, New York: Longmans, Green & Co., 1909, 405 стр.

15. James, W., Essays in radical empiricism, New York: Longmans, Green & Co., 1912, 283 стр.

16. James, W., Memories and studies, New York: Longmans, Green & Co., 1912, стр. 411.

17. McDougall, W., Body and mind, London: Methuen & Co., 1911.

18. Perry, R. В., General theory of value, New York: Longmans, Green &;

Co., 1926. 702 стр.

19. Perry, R. В., In the spirit of William James, New Haven: Yale Univ. Press, 1938. 211 стр. ч

20. Perry, R. В., The thought and character of William James, Boston: Little, Brown & Co., том I, 1935, 824стр.; том II, 1936, 768 стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: