Задачи и проблемы психологии развития

Цели психологии развития как научной дисциплины могут быть конкретизированы в её задачах.

Выделяются следующие научные задачи, выступающие одновременно и функциями психологии развития.

Описание развития предполагает получение представления о феноменологии процессов развития во всей их полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). Решение данной задачи предполагает ответ на вопрос: «Что и когда изменяется?». Описание развития являлось ведущей задачей психологии развития на ранних этапах её становления, но не утрачивает своей актуальности и сегодня, поскольку отмечается постоянное увеличение средней продолжительности жизни человека и поздние этапы онтогенеза являются ещё мало изученными в плане происходящих в этом возрастном периоде изменений.

Задача объяснения развития направлена на выявление причин, факторов и условий, вызывающих изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения) или вообще отсутствовать. Она может быть одинарной (что встречается очень редко) или множественной (что обычно и имеет место при изучении развития). Чтобы объяснить развитие необходимо ответить на вопрос «Почему это изменение произошло?», тем самым раскрыть причины для уже имеющегося следствия и определить факторы, его вызвавшие.

Третья задача связана с прогнозом развития и её решение направлено на поиск ответа на вопрос «К чему произошедшее изменение приведёт?». Это означает, что при прогнозе необходимо указывать на следствия, которые вытекают из данной причины. Таким образом, если в объяснении развития мысль движется от следствия к причине, то в прогнозе развития она идёт от причины к следствию. Это значит, что при объяснении наступивших изменений исследование начинается с их описания и продолжается переходом к описанию возможных причин и их связи с наступившими изменениями. При прогнозе же исследование начинается также с описания наступивших изменений, но они рассматриваются уже не как следствие, а как причина возможных изменений, описание которых и нужно составить. Прогноз развития всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт её существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. Следует отметить, что оправдание прогноза указывает, с одной стороны, на хорошее знание специалистом причин развития, а, с другой, - помогает обогатить имеющиеся знания о факторах развития.

Коррекция развития как задача психологии развитии сводится к управлению развитием через изменение его возможных причин. Важно отметить особое место прогноза и коррекции развития при решении прикладных задач психологии развития (Сапогова, с. 6-7).

В достижении целей и задач психологии развития обнаруживается целый ряд проблемных вопросов, по поводу которых наука не имеет однозначного ответа и они продолжают оставаться дискуссионными.

Первая проблема является наиболее значимой и исторически самой «старой» в психологии развития. Это проблема детерминации психического развития человека, которая состоит в решении вопроса о том, какой фактор развития является главным: внутренний или внешний? К внутренним факторам психического развития традиционно относят всевозможные биологические факторы: наследственность, особенности биологического развития, характеризующие внутриутробное развитие ребёнка. К внешним факторам в психологии развития традиционно относят характеристики социальной среды, в которой проходит развитие ребёнка. Например, анализируя развитие такой важнейшей психической функции человека как речь, исследователей интересует, чем обусловлен этот процесс: либо он детерминирован наследственно и речевое развитие ребёнка происходит в соответствии с биологически заданными этапами этого процесса, либо же развитие речи связано с влиянием среды, которая определяет основные этапы и уровни рассматриваемого процесса. Кроме этого, существует устойчивое мнение, что обе группы факторов не стоит противопоставлять друг другу, а требуется изучение их взаимодействия в детерминации психического развития.

Следует отметить, что в современной психологии развития понятие внутренних и внешних факторов развития является более широким, чем в традиционных подходах, но об этом мы поговорим в другой теме.

Вторая проблема связана с решением вопроса о том, как организован процесс развития: дискретно, ступеньчато, прерывисто или развитие происходит поступательно путём постоянного накопления или совершения изменений. В соответствии с первой точкой зрения процесс психического развития может быть представлен как стадиальный, в котором можно достаточно ясно обозначить отдельные возрастные стадии, качественно отличающиеся друг от друга. В соответствии со второй точкой зрения в развитии отдельные возрастные стадии выделить практически невозможно, поэтому развитие следует рассматривать как непрерывный процесс изменений. Однако можно сказать, что в современной психологии развития преобладает первая из указанных позиций.

Третья проблема психологии развития направлена на решение вопроса о том, насколько устойчива личность в её основных проявлениях в процессе развития. Решение данной проблемы предполагает выделение таких личностных характеристик, которые можно было обозначить как главные образования личности. Это могут быть черты, или диспозиции, личности, черты характера, темперамент или характеристики направленности личности. Чтобы яснее представить эту проблему, попробуем ответить на такой вопрос: если мы встретились с человеком, которого не видели, например, 20 лет и ему сейчас 43 года, то будет ли это абсолютно новая, не знакомая нам личность, в которой не осталось и следа от тех характеристик, которыми она обладала 20 лет назад, или, всё же, мы обнаружим, что по своим личностным проявлениям он не изменился.

Следующая, четвёртая проблема, ориентирована на решение вопроса о том, какую роль в психическом развитии играют стихийное и организованное обучение и воспитание. Под организованным обучением и воспитанием понимают процесс, характеризующийся наличием целей, задач, использованием специальных методов и приёмов воздействия на личность. Организованное обучение и воспитание всегда предполагает ориентацию на определённый эталон. Как правило, организованное обучение и воспитание происходит в семье, в учреждениях системы образования, через СМИ. Идеология государства также выступает важнейшим институтом социализации, ориентированным на организованное воспитание и обучение личности. При стихийном обучении и воспитании личность не испытывает целенаправленного воздействия со стороны среды, однако сам факт жизни в обществе предполагает, что личность стихийно (спонтанно) усваивает определённые знания, нормы и ценности в процессе общения с окружающими людьми, под воздействием многочисленных институтов социализации (сверстники, члены семьи, СМИ и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: