Предмет, задачи и проблемы психологии развития

Психология развития – одна из отраслей психологической науки; она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека.

Развитие можно определить, как регулярные и относительно стойкие изменения в организме, психических процессах, свойствах личности, формах социального взаимодействия и других видах поведения. Следствием этих изменений являются новые виды, формы функционирования и деятельности человека. Возникновение новых структур обычно приводит к переходу к новой стадии развития.

Конкретизируя данное общее определение предмета психологии развития, можно выделить следующие виды изменений, изучением которых занимается психология развития:

1) анатомо-физиологические изменения; для психологии развития особенный интерес представляет развитие тех органов и систем, которые более всего связаны с ходом психического развития человека – нервная система, опорно-двигательная система, половая система, эндокринная система;

2) изменения познавательных (когнитивных) процессов – ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

3) изменения, происходящие в личности и её структурных компонентах – темпераменте, характере, эмоциях и чувствах, воле, мотивации (направленности), самосознании;

4) изменения в социальных отношениях личности и освоение ею социальных ролей в разные возрастные периоды.

Предмет психологии развития не будет полным, если не указать такие значимые вопросы, которые обязательно изучаются данной наукой, как:

· факторы психического развития человека, которые представлены движущими силами и условиями развития;

· основные особенностей психического развития при переходе человека от одного возрастного периода к другому (изучение деятельности и социальной ситуации развития, характерных для данного возраста);

· законы психического развития человека.

Изучения процесса развития преследует следующие цели:

1) – определение универсальных изменений, которые происходят у всех детей, независимо от культуры, в которой они воспитываются, или имеющегося у них опыта (например, 1-я улыбка в 2-3 месяца; прямохождение в 13 месяцев; первые слова к 12 месяцам). Изучение универсальных изменений необходимо для выяснения того, что является нормой каждого возрастного периода (Н. Ньюкомб, с. 23);

2) – определение индивидуальных различий в процессе развития. Знание индивидуальных различий может помочь выделить те особенности детей, которые следует учитывать при принятии решений относительно обучения ребёнка или принятия дисциплинарных мер;

3) – изучение влияния среды или ситуации на поведение детей. Ребёнок может быть дружелюбен и открыт со взрослыми дома, но застенчив при встрече с ними в школе (Н. Ньюкомб, с. 24).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: