Взаимосвязь наследственности и окружающей среды

Сегодня известно, что распространенные в прошлом крайние позиции о роли внутренних и внешних факторов являются чрезмерно упрощенными. Ученые пытаются определить принципы, по которым они взаимодействуют.

Принцип канализации. Понятие канализации было использовано впервые для демонстрации того, что некоторые изменения в развитии являются генотипически обусловленными (например, речевое развитие до стадии лепета). Окружающая среда оказывает небольшое влияние на этот почти абсолютно канализированный признак, который просто проявляется согласно генетической программе созревания. Принцип канализации используется так же для объяснения ситуаций, когда внешняя ситуация может ограничить или канализировать развитие. (Пример с утятами, которые перед вылуплением слушали звуки курицы). В случае с человеком наглядным примером является ситуация материнской депривации, когда ребенок не получает адекватного кормления и социальной стимуляции и у него развивается устойчивая задержка физического и интеллектуального развития. Т.о., принцип канализации показывает, что 1) реализация генетически заложенной информации имеет множество вариантов индивидуального развития; 2) биологические и социальные факторы совместно опосредуют эти варианты развития; 3) и генотип, и окружающая среда могут ограничивать степень влияния друг на друга.

Принцип диапазона реакций. Означает, что генотип устанавливает ограничения вариантов фенотипа, которые индивид может демонстрировать в различных внешних условиях. (Пример с детьми, обладающими высоким, средним и низким потенциалами интеллектуального развития. Так, ребенок с высоким потенциалом обладает наибольшим диапазоном реакций, вследствие чего его интеллект может варьировать от уровня «ниже среднего» в подавляющей интеллект обстановке до уровня «гораздо выше среднего» в стимулирующей развитие среде. В то же время ребенок с низким потенциалом, даже при очень хороших внешних условиях не достигнет даже средних результатов в развитии своего интеллекта).

Т.о., этот принцип четко формулирует взаимосвязь наследственности и среды: индивидуальный генотип устанавливает диапазон возможных вариантов развития того или иного признака, а окружающая среда оказывает мощное влияние на то, какой именно из ограниченных диапазоном вариантов развития будет реализован.

Взаимодействие генотипа и окружающей среды (согласно Скарр и Мак-Картни) может также характеризоваться как пассивное, стимулирующее и активное.

Пассивное взаимодействие. Тип формируемой родителями семейной обстановки, в которой находятся дети, частично обусловлен собственным генотипом родителей. А так как родители передают детям и свои гены, то получается, что воспитывающее детей окружение взаимодействует (по типу гармонии) с детскими генотипами.

Пример. Родители, генетически предрасположены к атлетической конституции, склонны создавать в семье обстановку повышенного внимания к физической культуре и поощрять у своих детей подвижные игры и занятия спортом. Их дети растут в обстановке культа физического совершенствования и вместе с тем делят с ними гены атлетизма, вследствие чего находятся в оптимальной для себя обстановке. Т.о., дети атлетичных родителей могут увлечься спортивной деятельностью в результате влияния как наследственных, так и внешних факторов.

Стимулирующее взаимодействие. Подразумевает, что генетически обусловленные характеристики детей детерминируют реакции на этих детей со стороны других. Например, улыбающиеся, активные младенцы получают больше внимания и позитивной социальной стимуляции, чем капризные и пассивные дети.

Активные взаимодействия. Предполагают, что дети предпочитают и стремятся найти такую окружающую среду, которая в наибольшей степени соответствует их генетическим предрасположенностям. Например, ребенок, генетически предрасположенный к застенчивости и интровертированности, может избегать больших скоплений людей, предпочитая общению занятия, подразумевающие уединение. Т.о., люди с различными генотипами выберут для себя в окружающей среде различные ниши, и эти ниши могут затем оказать мощное воздействие на их дальнейшее социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Следует отметить, что указанные типы взаимодействия генотипа и среды, как правило, сменяют друг друга на протяжении жизни. В первые годы жизни дети, скорее всего, подвергаются пассивному взаимодействию, а с возрастом, когда дети становятся самостоятельнее и свободнее, они в большей степени имеют возможность подыскивать для себя социальные ниши, отвечающие их внутренним особенностям.

Действительно, исследования показывают, что с возрастом различия между сиблингами и дизиготными близнецами все более усиливаются. В то же время, монозиготные близнецы демонстрируют близкое поведенческое сходство на протяжении и детства и подросткового возраста. Объясняется это тем, что они не только провоцируют одинаковые реакции со стороны окружающих, но и обладают схожими индивидуальными генотипами, которые располагают их к предпочтению и поиску очень схожих социальных ниш, в результате чего они подвергаются одинаковому воздействию со стороны общества.

Итак, главный вывод из рассмотренного материала следующий, нет чистого влияния среды и генотипа, а есть сложная система взаимодействий двух факторов, которая и определяет индивидуальные особенности каждого из нас (Шэффер, с. 141-167; Крайг, с. 130-134; Би, с. 27-30).

Обзор внутренних факторов развития.

Помимо наследственности (генотипа) существует много других факторов, относящихся к группе внутренних, определяющих биологическое и, следовательно, психическое развитие ребенка.

Хромосомные и генетические аномалии, вызывающие нарушения развития. Оно обусловливают такие заболевания, как синдром Дауна, фенилкетонурия (сопровождается гиперактивностью, УО), болезнь Тей-Сакса (дегенерация НС, ранняя смерть).

Влияние тератогенов на пренатальное развитие. Тератогены – понятие относящееся к заболеваниям беременной матери, лекарствам и другим факторам внешней среды, которые могут нанести вред эмбриону или плоду. (плод с 9-й недели беременности). Тератогены особенно опасны в сензитивные периоды внутриутробного развития.

Обобщить действие тератогенов можно с помощью следующих положений:

1) наиболее отрицательное влияние на орган или систему организма тератоген оказывает в тот период, когда эта структура формируется и интенсивно растёт;

2) не все эмбрионы или плоды в одинаковой степени подвержены действию тератогенов; подверженность отрицательному влиянию зависит от генотипа матери и ребёнка, а также от особенностей пренатальной среды;

3) один и тот же дефект может быть вызван различными тератогенами;

4) один тератоген может привести к возникновению нескольких нарушений;

5) чем дольше организм подвергается действию тератогена и чем сильнее это воздействие, тем больше вероятность возникновения нарушения и тем оно серьёзнее;

6) долгосрочные эффекты тератогена зависят от качества постнатальной среды.

Виды тератогенов:

- заболевания матери (краснуха, герпес, сифилис, ветряная оспа, грипп, токсоплазмоз, диабет, свинка, инфекции мочевыводящих путей и др.);

- лекарства (антибиотики, ибупрофен, противозачаточные таблетки, витамины);

- наркотики;

- алкоголь;

- табак;

- радиация, химикаты, тяжелые металлы.

Особенности питания матери. Вредно недоедание, дефицит некоторых витаминов.

Эмоциональное состояние матери. Частые и продолжительные стрессы негативно влияют, вызывая кислородное голодание ребенка.

Возраст матери. Оптимальный возраст для вынашивания ребенка от 16-17 до 35 лет, после 35 лет резко возрастает число аномалий развития ребенка.

Особенности родовой деятельности. Использование щипцов или вакуумного экстрактора могут вызвать внутримозговые кровоизлияния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: