Глава 1.3 Факторы психического развития

К факторам психического развития относятся условия и движущие силы этого развития.

Условия психического развития. Внутренние условия (биологические) развития. Ведущим внутренним условием считается наследственность. Изучение влияния наследственности на психическое развитие привело к появлению термина генетика поведения. Ученых, занимающихся этой проблемой интересует: существуют ли определенные способности, личностные черты и особенности поведения, в значительной степени зависящие от специфической генетической предрасположенности индивида? Подвержены ли эти характеристики влиянию окружающей среды? Следует отметить, что ученые, занимающиеся генетикой поведения, не отрицают роли внешней среды в развитии.

Для оценки влияния наследственности на развитие используют две основные стратегии: изучение близнецов (моно- и дизиготных) и изучение приемных детей.

Проводились исследования влияния генотипа на интеллект, особенности личности.

Для оценки влияния генотипа необходимо ввести понятия неразделяемых и разделяемых влияний окружающей среды (НВС и РВС).

К НВС относится уникальный опыт индивида, не разделяемый с другими членами семьи и обусловливающий различия между ними. Например, один из пары близнецов увлекается головоломками, а второй – нет. Это может обеспечить различия в уровне интеллекта.

К РВС относится опыт, общий для всех членов семьи, обусловливающий сходство между ними. Например, родители используют одинаковые стратегии родительского поведения.

Влияние генотипа на интеллект. Установлено, что по мере развития ребенка, гены оказывают все большее влияние на индивидуальные различия в его интеллекте. В течение первого года жизни монозиготные близнецы не отличались от дизиготных в степени корреляции между успешностью выполнения тестов на умственное развитие. Но к 18 месяцам генетические влияния были уже заметны. Монозиготные близнецы не только демонстрировали большее, нежели дизиготные, сходство в результатах выполнения тестов, но и изменения в их результатах, происходящие от одного тестирования к другому, также становились более похожими, чем изменения в результатах дизиготных близнецов. Т.о., генотипы влияют как на течение, так и на уровень детского интеллектуального развития.

С 3 до 15 лет монозиготные близнецы в своей интеллектуальной деятельности оставались в значительной степени похожими друг на друга. Напротив, дизиготные близнецы демонстрировали наибольшее сходство по уровню интеллекта в возрасте 3 лет. К 15 годам значение корреляции между уровнем интеллекта дизиготных близнецов не превышало цифры, характерной для обычных сиблингов.

Исследования приемных детей показывают ту же картину. Интеллект приемных детей на ранних этапах развития значимо коррелируют с уровнем интеллектуальной деятельности как биологических (влияние генотипа), так и приемных родителей (воздействие социума). К подростковому возрасту сходство с биологическими родителями по прежнему остается, но уже нет соответствующего сходства с приемными родителями. Следовательно, исследования показывают, что влияние на интеллектуальное развитие со стороны социума со временем уменьшается, в то время как влияние и генотипа и НВС становится все более сильным.

Влияние генотипа на личностные особенности. Изучение этого вопроса показало большую схожесть монозиготных близнецов, чем дизиготных. Многие личностные черты в умеренной степени генотипически обусловлены (около 40%). Умеренность предыдущего показателя указывает на то, что особенности личности во многом обусловлены фактором внешней среды. К трем наиболее часто связываемым с генетическим фактором свойствам относятся: эмоциональность, социабельность и уровень активности. Эмоциональность проявляется в склонности легко поддаваться определенным эмоциям (страху, гневу). Социабельность – это то, насколько люди предпочитают проводить время или заниматься любимым делом вместе с другими людьми, вместо того, чтобы делать это в одиночку. Сходство в уровне эмоциональности отмечается у близнецов на протяжении всей их жизни. Сходство же в уровне активности и социабельности уменьшается вплоть до зрелого возраста, что объясняют различными жизненными обстоятельствами, в которые они попадают после достижения взрослости.

Влияние генотипа на нарушения поведения и психические заболевания. Исследования близнецов, страдающих шизофренией показало, что коэффициент соответствия между монозиготными близнецам составляет 0,48, в то время как для дизиготных близнецов он равен 0,17, а так же установлено, что, если шизофрения отмечалась у родителей, то дети в большей степени подвержены риску стать больными, даже если они были усыновлены в раннем детстве приемными родителями.

В последние годы стало очевидным, что генотип оказывает влияние на появление различных видов аномального поведения и аномальных состояний, таких как алкоголизм, преступные наклонности, депрессия, гиперактивность, маниакально-депрессивный психоз, невротические нарушения.

В то же время установлено, что монозиготные близнецы отличаются по проявлению психических заболеваний и нарушений поведения, из чего следует, что эти феномены в значительной степени обусловлены окружающей средой. Это значит, что люди не наследуют поведенческих нарушений, а наследуют предрасположенность к определенным болезням и нарушениям поведения. Для запуска, например, психического заболевания обычно требуется значительное количество тягостных переживаний, которые не обязательно встретятся на жизненном пути ребенка.

Условия психического развития. Внешние условия (социальные) развития. Влияние социальных условий приводит к процессу социализации – в ходе которой дети овладевают убеждениями, ценностями и поведением, считающимися важными в данном обществе. Основное внимание при изучении роли внешней среды отводится семье, в которой происходит взросление ребенка. При анализе семьи учитываются многие её параметры: состав, психологические особенности членов семьи, интеллектуальный и культурный уровни развития членов семьи, стили, используемые родителями при воспитании детей, время, затрачиваемое родителями на внимание к детям. Другие институты социализации: ДДУ, школа, ТВ, сверстники, компьютеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: