Беседа (интервью)

Изучение индивидуальных случаев. Напоминает психологический анамнез. Почти все рассмотренные выше методы используются для составления детального портрета развития конкретной личности с помощью метода изучения индивидуальных случаев. Детские биографии, составленные в 19-нач. 20 века, представляют собой примеры изучения индивидуальных случаев. З. Фрейд, например, произвел много исследований отдельных случаев на своих клинических пациентах. Анализируя эти случаи, Фрейд заметил, что различные пациенты часто описывают очень похожие события и переживания, значимые для них в процессе взросления. Отсюда следовало, что в развитии человека должны существовать важные этапы, через которые проходят все люди.

Для исследования таким методом часто отбирают неординарных людей: нобелевские лауреаты, психически больные, узники концлагерей.

Анализ индивидуальных случаев редко используется в исследованиях возрастного развития, поскольку влечет за собой проблемы субъективности и неконтролируемых переменных, к тому же он связан с изучением одного конкретного человека. Поэтому установить причинно-следственные связи и сделать обобщения оказывается почти невозможным. В то же время правильно проведенный анализ развития одного человека может стимулировать более строгое исследование вскрытых в нем проблем.

В практических областях – медицина, образование, социальная работа и практическая психология - анализ индивидуальных случаев является важным инструментом для постановки диагноза и выработки рекомендаций. Несмотря на то, что к анализу индивидуальных случаев следует относиться с осторожностью, он дает яркую, наглядную, детальную картину изменения целостного индивидуума на фоне его окружения.

Анкетирование.

Тестирование.

Проективные методики.

Психофизиологические методы. В последние годы исследователи обратились к психофизиологическим методам, измеряющим корреляцию между физиологическими реакциями и поведением и позволяющим установить биологические основания перцептивных, когнитивных и эмоциональных реакций ребенка. Психофизиологические методы особенно полезны для понимания интеллектуального и эмоционального опыта детей до 3-х лет, т.к. оно не могут сообщить о событиях такого рода.

Например, сердечный ритм является непроизвольной физиологической реакцией, которая соотносится с психическими переживаниями. В сравнении с нормальным пульсом, характерным для состояния покоя, сердечный ритм младенцев, осторожно подводимых к интересным стимулам, начинает замедляться, в то время как незаинтересованные дети не проявляют изменений в сердечной деятельности, а пульс напуганного ребенка становится быстрее. Также исследуются физиологические функции головного мозга, например электроэнцефалографические записи волновой активности головного мозга. Этот прием позволяет определить пороги сенсорных способностей младенцев, когда им предъявляются новые зрительные и слуховые стимулы.

Психологический анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: