Теория когнитивного развития ребенка Дж. Брунера

Дж. Брунер исходил из представления о том, что детская культура и язык играют важную роль в интеллектуальном развитии ребенка. В своей теории он использовал ряд понятий из теории информации. Основные идеи теории развития детского интеллекта в теории Дж. Брунера следующие:

1. из различных биологических способностей, которые появляются в течение первых 2-х лет его жизни, три являются наиболее важными: способность к воображению (представление отсутствующих предметов), иконическая память и символическое кодирование. Они возникают в онтогенезе в указанной последовательности примерно на 6, 12 и 18 месяцах жизни.

2. сами по себе эти биологические способности относительно не значимы, но позволяют детям формировать и развивать системы представления, кодирования и трансформации информации, воспринимаемой органами чувств.

3. дети самостоятельно не в состоянии изобрести эти системы. В процессе онтогенеза дети как бы переоткрывают их для себя под воздействием культуры, обучения и воспитания в широком смысле этого слова. Этому способствует собственная генетическая предрасположенность детей к восприятию педагогических воздействий. Развитие происходит под влиянием внешних (обучение и воспитание) и внутренних (биологических) факторов.

4. язык – самая важная система символического представления информации. Господство естественного языка позволяет детям выходить за пределы простых когнитивных стратегий, работать с понятиями и использовать логику.

5. после 5-летнего возраста с хорошим освоением языка, ребенок становится способным соединять использование языка с другими способами представления информации.

6. в различных культурах это идет по-разному. Чтобы ребенок поднялся до уровня владения интеллектуальными операциями, о которых говорит Пиаже, необходимо, чтобы обучение велось на абстрактно-теоретическом уровне, носило формализованный характер. Данный тип обучения разделяет две системы представления информации: конкретную (иконическую) и абстрактную (теоретическую) – и помещает детей в такую ситуацию, где слова систематически используются без ассоциирования с материальными предметами, которые они представляют (Немов, с. 39-40).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: