Глава 1. Бытие развития

Допущение развития как особой «области жизни». Историческая ситуация современного детства — исходное условие теоретизирования. Общий план дальнейшей работы.

1. Все психологические теории развития, в том числе концепции Л. С. Выготского и его последователей, исходили из того, что развитие есть. При этом необходимо предполагалось, во-первых, что в реальной жизни присутствуют и «работают» те специальные конструкции, с помощью которых теоретики понимают и описывают развитие человека (например, понятие о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, основных психологических новообразованиях), во-вторых, что существует какая-то «область» феноменов человеческой жизни, которая называется человеческим (детским) развитием и отличается от других «областей» (например, функционирования). Но главное — в повороте, инверсии этих суждений: есть особая «область жизни», которая называется развитием. Такова исходная интуиция любой психологической теории развития, и теории Л. С. Выготского в том числе.

Задачей данного учебного пособия является объективация и проблематизация именно этой интуиции.

Итак, развитие есть, оно существует, выступает неким особым бытием, и дело заключается в том, чтобы это бытие выделить и представить. И это именно задача, поскольку вся история психологии, и в частности история школы Л. С. Выготского, свидетельствует о том, что данная область жизни не видна непосредственно, не бросается в глаза. А следовательно, нужны специальные средства, особые «очки», разрешающая способность и устройство которых позволят увидеть эту жизнь в ее чистоте, без каких-либо «примесей» и инородных элементов. Эти средства я и называю категориями онтологии развития, т. е. категориями, с помощью которых достигается понимание, объективация и описание бытия развития, его наличия.

2. Построение средств ви́дения и вычленения акта развития как особой жизненной реальности не только является теоретически необходимым действием, но в определенных исторических условиях становится практически необходимым. Таковой является ситуация исторического кризиса детства [3].

В истории детства есть периоды, для которых характерна утрата форм участия детей и взрослых в жизни друг друга. При этом «замутняются»

6

основные содержательные характеристики возрастов — такие, как ведущая деятельность и социальная ситуация развития. Именно поэтому теряется ощущение естественно и закономерно текущего процесса детского развития и становится неуместным своеобразное допущение объективного и закономерного процесса развития системы отношений детей и взрослых. Психологическое содержание возрастов (по Д. Б. Эльконину — различные образцы смыслов и задач деятельности или ее операционно-технического состава) перестает быть точкой отсчета — подобием «идеально твердого тела», относительно которого исследователем строятся теоретические конструкты и экспериментальные ситуации, а также осуществляются практические разработки (например, суждение о том, что в дошкольном возрасте эффективное обучение возможно только в форме игры, поскольку игра в этом возрасте является ведущим типом деятельности, становится далеко не очевидным).

В период исторического кризиса детства предметом осмысления и действия должны стать именно точки отсчета развития — его исторически складывающиеся содержания и формы.

Опоры развития следует теоретически и практически воссоздать, так как они перестали налично и объективно существовать.

Строение этих форм и опор задает онтология развития — знание, которое вызывается разрывом связи времен, кризисом детства. Это знание возникает в кризисной ситуации и призвано связать две истории и два времени — время жизни человека и время жизни рода — и для этого найти позицию, способ и слова, посредством которых можно описать «точки взаимоперехода» жизни рода и человека.

3. В дальнейшем нам предстоит определить три основные категории онтологии развития: «идеальная форма», «событийность» и «посредничество», или соответственно образ совершенного поведения, способ его «встречи» с наличным поведением, поиск и построение этого способа. Именно с помощью этих трех опор я собираюсь наиболее общо и схематично описать акт развития, полагая при этом, что «идеальная форма», «событийность», «посредничество» и есть то, содержание чего меняется в истории, и что именно их воссоздание является положительным заданием исторического кризиса детства.

Рекомендуемая литература

1. Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и творчество Д. Б. Эльконина // Вопр. психол. — 1988. — № 3.

2. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

3. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. — 1992. — № 3—4.

7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: