Когнитивисткие теории личности: теория поля К.Левина

Левин исходил из положения, что основой человеческой активности в любых ее формах яв-ся потребности (квазипотребности). Образующиеся в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями, они и направляют активность ч-ка. Потребность создает в личности систему напряжения, стремящуюся к разрядке, в к-ой и заключается, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации, называемой Левином психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по отношению к потребности субъекта, к-ая и обусловливает то, что один предмет обладает побудительной силой, притягивает к себе, имеет положительную валентность, а другой не обладает такой побудительной силой и имеет отрицательную валентность. Т.О., предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к потребности. Избыток положительных валентностей "поля признаков" может привести к описанному Левином "феномену пресыщения". В ситуации, когда невозможно прекратить действие, вызвавшее пресыщение, легко возникает негативная эмоция, агрессия.

В связи с проблемой потребностей Левин изучал целеобразование и целенаправленное поведение, ввел в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение и связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи, послуживших фундаментом для изучения невротических конфликтов. Левин различал 2 рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, к-ые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение ч-ка более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, к-ые форм-ся на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Т.О., ч-к не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

43. Когнитивисткие теории личности: теория личностных конструктов Дж.Келли. Т.Л.К. – когнитивная теория личн., разработанная в 50-х гг. XX в. Келли. Цель - в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизн. опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Ключевым понятием Т.Л.К., составляющим ядро личности, выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личн. классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собств. опыте. Личность в Т.Л.К. представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов. И, чтобы понять личность, достаточно знать конструкты, к-ые она создает и использует, события, включенные в эти конструкты, и то, как они соотносятся друг с другом. Личностный конструкт организует и регулирует поведение, реконструирует систему взаимоотношений, осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя "образ Я". Все личностные конструкты биполярны и дихотомичны (н-р., хороший-плохой). Каждый конструкт имеет 2 противоположных полюса: эмерджентный (полюс сходства элементов конструкта) и имплицитный (полюс контраста). Для создания конструкта необходимы по крайней мере 3 эл-та (явления или предмета), 2 из к-ых должны быть похожими друг на друга, а третий – отличаться от первых двух. В соответствии с природой контроля, осуществляемого над элементами, в Т.Л.К. выделяются специфич. типы личност. конструктов: упредительный, стандартизирующий входящие в него элементы; констелляторный, к-ый может одновременно принадлежать разл. областям, но явл. постоянным в своей области; предполагающий, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций и позволяющий личн. быть открытой для нового опыта. Ведущие формальные свойства конструктов определяют типы их классифицирования: 1) диапазон применимости, включающий в себя все события, при к-ых конструкт релевантен или применим (все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться);2) фокус применимости конструкта, специфичный для применяющего его чел.; 3) степень проницаемости конструкта, по к-ой конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости эл-ты, еще не истолкованные в пределах его границ. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, к-ые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Степень проницаемости и непроницаемости конструктов относительна. В зависимости от особенностей применимости выделяются осн. и периферич. конструкты. По степени устойчивости и неизменности различаются также осн. и ситуативные личност. конструкты. По особенностям диапазона выделяются всесторонние и частные конструкты. Конструкты могут быть как вербальными и невербальными. В качестве конструктов могут использоваться рисунки, цвета – все, что представляет интерес для экспериментатора. Для измерения личност. конструктов в Т.Л.К разработан методич. принцип "репертуарных решеток" и репертуарный тест личност. конструктов (РТЛК).

В Т.Л.К. активно используется понятие «роль», подразумевающее форму поведения, логически вытекающую из понимания личн. мыслей и поступков др. людей, деятельностно связанных с ней. Для исследования ролей личности Келли разработал репертуарный тест ролевого конструкта (РЕП-тест).

Т.Л.К. – оригинальное направление в теории личн., иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личн. и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

45. Диспозициональная теория личности Г.Олпорта. Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного ч-ка, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками ч-ка внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-ые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не я-ся статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует. Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент – это первичный генетич. материал, из к-го строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы ч-ка. Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Сов-ть черт обеспечивают стабильность поведения ч-ка, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-ых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в к-ые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди к-ых можно выделить 3 типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки ч-ка можно свести к ее влиянию(Дон Жуана, Ж.д'Арк). Центральные диспозиции явл. строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении ч-ка, к-ые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции-менее заметны, менее устойчивы, менее

обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки. Личность не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-ый Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум - позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение к-ой – форм-ие уникальности человеческой жизни. Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.

46. Факторная теория личности Х.Айзенка. Ядром теории Айзенка яв-ся концепция того, что эл-ты личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивид.способ поведения или мысли, к-ые могут быть, а могут и не быть хар-ми личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности).

Второй - привычные действия или мысли, т.е.реакции, к-ые при определенных условиях повторяются..

Третий – черта – «важное, относительно постоянное личное св-во». Черта форм-ся из нескольких взаимосвязанных привычных реакций (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость). Четвертый, высший уровень организации поведения - уровень типов или суперфакторов. Тип форм-ся из нескольких связанных между собой черт. Н-р, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, соц. робостью и еще несколькими чертами, к-ые все вместе образуют интровертный тип.

В ранних исследованиях Айзенк выделял только 2 общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем определил 3 тип — психотизм (Р), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все 3 типа как части нормальной структуры личности. Все 3 типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Айзенк установил 4 критерия для идентификации факторов:

1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым.

2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели.

3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. 4. социальный – социальная уместность фактора, т.е.нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к соц.явлениям, н-р таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: