Теория естественного права. 10 страница

3. Назовите характерные признаки «правового» закона.

1. Уравнительный принцип регуляции.

2. Принцип формального правового равенства, нормативное за­крепление всеобщего масштаба и равной меры свободы.

3. Властно-приказной принцип регулирования.

4. Что понимается под системой «сдержек и противовесов»?

1. Это особая форма реализации принципа разделения властей, механизм обеспечения конституционно-правовыми средствами баланса различных ветвей государственной власти в целях предотвраще­ния ее монополизации.

2. Форма юридической ответственности органов государства.

3. Совокупность юридических норм, определяющих компетен­цию органов государственного управления.

5. В каких из приведенных положений Конституции РФ закреп­лены элементы системы «сдержек и противовесов»?

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3).

2. Право отлагательного вето Президента РФ в отношении фе­деральных законов. Преодоление президентского вето большинст­вом не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст. 107).

3. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

6. Определите ключевой момент и цель правового государства.

1. Осуществление правосудия только судом, сформированным на основе демократических принципов.

2. Признание принципов и норм международного права во вза­имоотношениях с другими государствами.

3. Утверждение правовой формы и правового характера взаи­моотношений между публичной властью и подвластными субъек­тами права, признание и надлежащее гарантирование формально­го правового равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина.

7. Назовите наиболее демократическую форму защиты прав личности.

1. Административный порядок защиты прав.

2. Прокурорский надзор.

3. Защита прав независимым судом.

8. Назовите автора теории разделения властей, которая была сформулирована в его знаменитом труде «О духе законов».

1. М. Вебер.

2. П. Сорокин.

3. Ш.Л. Монтескье.

9. Какой из перечисленных признаков не характерен для правового государства?

1. Разделение властей.

2. Наличие развитого гражданского общества.

3. Однопартийная система.

10. Одним из основных принципов организации деятельности правового государства является принцип

1. Коллегиальности и единоначалия.

2. Разделения властей.

3. Координации и субординации.


Раздел 3. Общая теория права

Изучение третьего раздела курса теории государства и права позволит студенту усвоить понятие, признаки, принципы, функции и сущность права, изучить понятие, признаки и структуру правовой нормы, проанализировать понятие и виды источников права, определить структуру и особенности системы права и системы законодательства, рассмотреть формы систематизации права, понятие и структуру правоотношения и правонарушения как антипода правомерного поведения, формы реализации права и технико-юридические аспекты применения права, наложения юридической ответственности, толкования права и законотворческой деятельности, механизма реализации права, рассмотреть особенности правовых систем и правовых семей современности, определить понятие правовой культуры, правосознания, правопорядка и правового режима законности.

Тема 10. Право как социальный регулятор.
Понятие и признаки права

Учебные вопросы:

1. Понятие и классификация социальных норм.

2. Предпосылки происхождения права.

3. Теории происхождения права.

4. Понятие и признаки права.

5. Функции права.

6. Принципы права.

7. Соотношение государства и права.

8. Соотношение права и закона.

Понятие и классификация социальных норм

Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические.

Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда».

Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне – неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их:

содержанию,

конструкции,

способам фиксации,

степени общности,

формальной определенности и некоторым другим параметрам.

Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования.

Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, их называют технико-правовыми.

В основном это нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере – правила эксплуатации различных видов транспорта, противопожарной безопасности, строительных работ, обращения с оружием, всевозможные госстандарты и т.п. Некоторые из них могут снабжаться санкциями.

Социальные нормы регулируют поведение человека в обществе и представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества.

Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность – социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

Нормативность – социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

Сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

Культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. С этой точки зрения нетрудно заметить различия в содержании и взаимодействии социальных норм в обществах с разным уровнем производственно-технического развития, разными культурными традициями (например, азиатских и европейских). Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений.

Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы.

По характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности.

С этой точки зрения выделяют:

правовые нормы;

моральные нормы;

религиозные нормы;

нормы обычаев, традиций;

семейные нормы;

корпоративные (нормы организаций и объединений);

эстетические нормы;

правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Нормы права занимают в этом перечне особое место.

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине, племени:

Нормы обычаев, регулировавшие труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт, семейные отношения;

Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов.

Особенности норм поведения родовой общины:

Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разграничения прав и обязанностей;

Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины.

К IV-III тысячелетию до н. э. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему: самоорганизующиеся процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются сознательным регулированием сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства и т. п.

Происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи.

Возникает необходимость регламентировать это производство:

нормировать,

учитывать трудовой вклад каждого член общества,

результаты его труда,

участие в создании общественных фондов,

выдачи ему из общественных фондов вознаграждения за труд.

Система контроля за соблюдением регламентирующих норм (лица, организации) получает возможность (право) обеспечивать их и с помощью насилия.

Мононормы (и право, и мораль вместе) присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем "расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.

Так появляется позитивное право, т.е. право узаконенное, или санкционированное государством.

Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества:

Санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством;

Юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел;

Издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Рассматривая проблему исторических предпосылок права, следует выделить три основных подхода к ее разрешению.

Первый подход – классовый. В соответствие с классовой теорией (К. Маркс, В. Ленин, И. Сталин) право возникает вместе с государством в результате появления частной собственности и расслоения общества на классы; для защиты собственности и эксплуатации классом эксплуататоров, класса эксплуатируемых.

Второй подход условно можно назвать диалектико-социологическим. Он связывает возникновение права с утверждением обменных отношений и переходом от локальных сообществ к обществу в современном смысле слова.

Сущностными принципами обмена, его атрибутами являются:

свобода личности (под принуждением, как известно, обмен невозможен),

формальное равенство с другим субъектом (выражающаяся в том, что при обмене невозможно навязать свою волю другому субъекту),

частная собственность (обменивать можно лишь то, что принадлежит субъекту по праву)

эквивалентность обмениваемого (следствие формального равенства).

Именно эти отношения объективно требуют соответствующей адекватной формы. Такой формой и выступает право.

Третий подход – антропологический. Крупнейшие представители современной политической антропологии, утверждают, что политическая организация и право являются универсальными социальными явлениями, изначально присущими обществу. Они появляются вместе с обществом и исчезнут с ним же.

В ходе эволюции общества изменяется лишь степень зрелости права, но не его сущность.

Другими словами, само существование общества доказывает существование права.

Таким образом, формирование человеческого сообщества как сложной полиструктурной социальной системы явилось основной исторической предпосылкой возникновения права как общезначимого, общеобязательного регулятора наиболее важных общественных отношений.

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор обще­ственных отношений.

Обычаи, моральные и религиозные нормы перво­бытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его про­исхождение, место и роль в системе нормативного регулирования меня­лись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Теории происхождения права

Представления о праве и его происхождении классифицируются по определенным на­учным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятст­вовать другом людям в осуществлении их прав. Естественное право, сле­довательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нрав­ственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.

Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве, а также в иных источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных договоров, референдумов нет положитель­ного права.

С точки зрения естественно-правовой теории в цивилизованном обществе нет оснований для противопоставле­ния естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечелове­ческую систему правового регулирования общественных отношений.

Теория естественного права получила распространение в XVII-XVIII вв. Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес­кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права в том, что:

право и закон – не одно и то же;

законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людь­ми) и приняты государственными органами;

право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

фактически право и мораль едины;

не всегда законы соответствуют естественному праву;

права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Кроме позитивного права, кото­рое создается государством, существуют стоящие над ним есте­ственные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от ро­ждения (право на жизнь, свобод­ное развитие, труд и т.п.)

Достоинствами теории являются:

• прогрессивность;

• признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

• допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

прямое отождествление права и морали;

противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естествен­ного) права, то есть конкретных формально-определенных юридичес­ких норм и абстрактных идей;

преувеличение роли неписаного права;

различное понимание людьми идей справедливости.

Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма).

Видными представителями исторической школы права были не­мецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие.

Предста­вители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе историче­ского процесса, независимо от субъективных воззрений законодатель­ной власти государства.

Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.

Густав Гуго, например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а раз­вивается сам собою.

Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объек­тивно содержащиеся в праве нормы.

Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых инсти­тутов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают пра­вило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни.

Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изме­нить реально существующее право.

С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению.

Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

Основоположниками исторической школы права, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи – австрийские и немецкие юристы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам);

основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обы­чаи;

официальные законы являются юридическим оформлением (оболоч­кой) уже сложившихся обычаев.

Право – выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося, подобно языку, постепенно, независимо от госу­дарства.

Законодатель не может творить нормы по своему усмотре­нию, а вправе лишь фиксировать то, что сложилось в виде норм.

К достоинствам теории можно отнести те факты, что:

обычай действительно предшествовал появлению права;

принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения;

теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи.

Главным недостатком теории является:

ее обращенность в прошлое;

чрезмерное преувеличение роли обычая;

отрицание возможности законодательным путем изме­нить реально существующее право.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит по­нятие «субъективное право» как производное от объектив­ного права, установленного, созданного государством. Госу­дарство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествля­ет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность ус­тановления стабильного правопорядка, детального изуче­ния догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нор­мативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отвести вводи­мую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие воз­можности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (ба­зовый элемент) права – норма права, правосознание, пра­воотношение, – сформировались нормативистская, психо­логическая и социологическая теории.

Социологическая теория права сформировалась в XX веке. Ее авторами считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев.

Суть социологической теории составляют следующие положения:

право и закон нетождественны между собой;

закон – писаное право;

право – реализация закона (то есть правопорядок, юридическая практи­ка, правоприменение).

Право – система правоотноше­ний, реальное поведение людей, регулируемое правом.

Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понима­ния правопорядка.

Недостаток теории – в фактическом отождествлении права и правопо­рядка.

Социологическая теория права – одно из основных направле­ний правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сво­дившего задачи юридической науки к формально-логическому изуче­нию действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Основателем социологического направления в юриспруденции яв­ляется Эрлих, книга которого «Социология права» (1911 г.) пред­ставляет собой систематическое изложение основных идей этого на­правления. В России социологическую школу представляли С. М. Му­ромцев и Г.Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американ­ской социологической школы права считается Р. Паунд.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги.

Объективное право составляют правила социальной солидарно­сти, которым подчинены госу­дарство и граждане

Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обя­зательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источ­ник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пи­шет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуж­дению только в том случае, если она проявляется в границах, начертан­ных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено госу­дарству, но подчиняет себе государство.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым пред­писаниям в интересах общего блага.

Нормативистская теория права получила распространение в первой трети XX в. Ее авторами считаются Г. Кельзен – австрийский политик и право­вед; Штаммлер – немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый-правовед.

Суть нормативистской теории составляют следующие положения:

• право является пирамидой норм;

• во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);

• каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от выше­стоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

• сила права зависит от разумности построения всей иерархической пра­вовой системы;

• право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм (например, естественного);

• право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религи­ей, философией, моралью, то есть «в чистом виде».

Право – иерархия норм, норма­тивный регулятор общественных отношений; оно немыслимо без государства, а государство немыслимо без права.

К достоинствам теории можно отнести следующие:

• признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии – от индивидуальных актов до суверен­ной нормы высшей юридической силы;

• идея о суверенной норме – фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

• признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т.д., следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и «пози­тивным» правом.

Главный недостаток теории – повышенное внимание к формальной стороне права.

Нормативистское направление объединяет неоднозначные взгляды на право и его роль в общественной жизни, хотя в них про­сматривается и определенное единство. Впервые теоретические положе­ния нормативизма были изложены Р. Штаммлером в его работе «Wirtschaft und Recht», в которой он определяет право как внешнее ре­гулирование социальной жизни, целью которого является удовлетворе­ние потребностей людей. Совместное действие связанных в обществе людей он называет социальной материей или хозяйством. Определяя соотношение права и хозяйства, Штаммлер пишет, что оно «представляет отношение формы и материала общественной жизни». В развитии права он видит развитие самого общества. «Закономерность социальной жизни есть закономерность ее правовой формы, уразумение и следование основной идее права, как конечной цели человеческого общества». Указанная закономерность проявляется только в такой социальной жизни, регулирование которой осуществляется в интересах свободы каждого, кто находится в сфере права. Идеал общества – это общество «свободно хотящих людей», в котором всякий считает своими объективно правомерные цели другого. С таким регулированием дол­жен согласиться всякий из подчиненных праву, если уж он принял решение, свободное от чисто субъективных желаний, но соответствующее закону, считает Штаммлер.

В нормативно-правовом регулировании видел средство удовлет­ворения общественных потребностей и прогрессивных социальных пре­образований видный русский профессор П.И. Новгородцев.

В наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном. Он считал, что юридическая наука должна изучать право «в чистом виде», вне свя­зи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об «основной (суверенной) норме» как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: