Психодинамическое направление. Аналитическая психология К.Г.Юнга

Собственную психологическую концепцию Юнг называл аналитической психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о 2 системах бессознательного - личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное - поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Гл. роль Юнг отводил коллективному бессознательному. Коллективное бессознательное - сверхличная бессознательная психика, включающая - инстинкты, влечения, к-ые представляют в ч-ке природное существо, и архетипы, в к-ых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное - древнейшая психика, нек-ая сущность, независимая ют развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также нек-ое наследство, к-ое ч-к получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение ч-ка, а архетип обусловливает конкретное форм-ие сознательных психических содержаний.

Архетипы - нек-ые прообразы. Они существуют в форме образов и, символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Основанием для

введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, когда Юнг отмечал нек-ое общее содержание в фантазиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов, произвольно интерпретировались как выражение работы нек-ой бессознательной человеческой (и частично животной) психики по запечатлению бесконечно повторяющегося опыта. В такой фантастической форме Юнг выражал идею развития в психологии. Он описал несколько фигур архетипической природы, к-ые называл: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как символы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в к-ой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивид. развития личности. Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель - становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

Юнг выделил 2основных противоположных типа личностей:

1. Экстравертированный - чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внеш.среду. 2. Интравертированный - обращающий психич.энергию внутрь самого себя.

36.Психодинамическое направление. Индивид.психология А.Адлера. Адлер в своей концепции индивид. психологии во многом противостоял теории Фрейда. Он рассматривал ч-ка как единое, целостное существо. Адлер назвал свою теорию «индивид.психологией», поскольку по-латыни «индивидуум» - «неделимый». Структура такой личности - стиль жизни. Только продвигаясь к личностно значимым жизненным целям, стремясь к совершенству, индивидуум выступает как органичная целостность и способен распоряжаться своей жизнью. Но индивидуум не может существовать изолированно от общества, в рез-те у людей форм-ся соц. интерес - стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества с др. людьми. Термин комплекс неполноценности ввел А.Адлер. Он полагал, что все дети испытывают такое чувство как неизбежное следствие их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Будучи очень сильным, превратившись в комплекс, оно может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, то развитие протекает в конструктивном и здоровом направлении. Это стремление к росту, к развитию умений и способностей. Однако нек-ые люди пытаются достичь превосходства посредством господства над другими. По Адлеру, борьба за это - невротическое извращение, рез-т сильного чувства неполноценности и отсутствия соц. интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, к-ая ищет его таким образом. Каждый ч-к вырабатывает свои жизненные цели. Форм-ие их начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности пребывания в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой от этого, мостом между неудовлетворительным настоящим и ярким, совершенным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи д-ти ч-ка. Н-р, у стремящегося к личной власти развиваются определенные черты х-ра, необходимые для достижения этой цели: амбиция, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что они не яв-ся врожденными, первичными, это «вторичные факторы, навязываемые тайной целью ч-ка». Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь участвовать в общем деле, ч-к может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: