Психологическая теория развития д-ти Р.Лернера, основные положения его теории

В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что ч-к сам определяет свою судьбу, иногда независимо от того, желает он этого или нет. Больших, развёрнутых теорий ещё нет, есть отдельные принципы:

- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменения жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окр.миру и основным проблемам жизни. Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – ч-к рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту, переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью.

- принцип развития через д-ть, «самоконструирование»: ч-к не яв-ся только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, яв-ся» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».

- идея личностного контроля развития:

1) ч-к потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться;

2) изначально ч-к не обладает сущностью; он обретает её в рез-те самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – рез-т собственного свободного и ответственного выбора ч-ка (экзистенциалисты);

3) у ч-ка природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от к-ых и зависит обретаемая им «сущность» (бихевиористы; советские психологи).

Системные теории развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: