К.Ф.Ригель утверждает, что предметом психологии развития должны быть не равновесные состояния, фактически не встречающиеся в жизни ч-ка, а состояния конфликта, постоянной динамики, преодоления внешних и внутренних противоречий. Его интересует, как возникают неравновесные состояния, как они разрешаются. Конфликты, по К.Ф.Ригелю, возникают в следующих 4 измерениях, но большей частью — между ними:
1) внутрибиологическом,
2) индивидуально-психологическом,
3) культурно-социологическом,
4) внешнефизическом.
Недостаточная синхронизация этих плоскостей развития яв-ся источником кризисов и, как следствие, движущей силой развития. На пересечении этих плоскостей К.Ф.Ригель выделяет яв-ия, к-ые интерпретирует как отрицательно или положительно разрешенные кризисы (инфекция или оплодотворение, болезнь или созревание, разрушение или созидание, дезадаптация или приспособление, конфликт или сотрудничество и т.д.).
Теория персонализации А.В.Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.
|
|
В отечественной психологии в рамках этого направления разработана теория персонализации (А.В.Петровский). Личность рассматривается как определяющая себя через группу, через социум. Потребность в персонификации яв-ся отправным пунктом анализа развития. Именно поэтому А.В.Петровский называет свою концепцию теорией персонализации.
Им выделяются 3 основных процесса, определяющих ход развития:
1) адаптация - присвоение индивидом соц.норм и ценностей т.е. становление социально-типического в ч-ке;
2) индивидуализация как открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т.е. становление индивидуальности;
3) интеграция как изменение жизнед-ти окр.людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, т.е. становление всеобщего в личности.
Периодизация, предложенная А.В.Петровским, выглядит след.образом:
1) эпоха детства (раннее детство, детсадовский возраст и младший школьный возраст) характеризуется преобладанием адаптации над индивидуализацией;
2) эпоха отрочества (подростковый возраст) связан с преобладанием индивидуализации над адаптацией;
3) эпоха юности (юношеский возраст) характеризуется преобладанием интеграции над индивидуализацией.