Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивид. особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, рез-т неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по нек-ым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Характеристика возрастных кризисов.

Кризис новорожденности.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Причины кризиса новорожденности:

- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая др. типа дыхания, необходимость смены типа питания).

- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, к-ые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Кризис 1 года.

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, к-ый называется «кризис 1 года». Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окр. мира и теми возможностями, к-ми ребенок обладает. Возможности яв-ся еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, к-ую Л.С.Выготский назвал автономной. Автономная речь – слова, к-ые: во-первых, с фонетической стороны не совпадают с речью взрослого; во-вторых, отличаются от слов взрослого ч-ка по значению; в-третьих, общение с помощью детских слов возможно только с теми людьми, к-ые понимают их значение; в-четвертых, автономная речь практически бессвязна и состоит из ряда восклицаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: