Модель развития общения М.И.Лисиной

Отталкиваясь от психологической теории д-ти А.Н.Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную д-ть, М.И.Лисина считает потребность в общении самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива д-ти общения выступает партнер по общению.

Мотивы делятся на 3 группы:

- познавательные,

- деловые

- личностные.

В качестве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, предметные действия и речевые операции.

Каждая из выделенных форм общения хар-ся:

1) временем,

2) местом,

3) содержанием потребности,

4) ведущими мотивами

5) средствами общения.

В периодизации развития общения выделяются след.формы:

1) ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни);

2) ситуативно-деловое общение (6 мес — 2 года);

3) внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет);

4) внеситуативно-личностное общение (6—7 лет).


24. Модель развития личности Л.И.Божович.

Если в концепции А.Н.Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л.И.Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л.И.Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью». Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в к-ой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы ч-ка». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты

х-ра. Более того, по мнению Л.И.Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них. Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л.И.Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения. Каждый возраст хар-ся своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: