Общее и различное в Dasein-подходах Л.Бинсвангера и М.Босса

Знакомство с фундаментальной онтологией М.Хайдеггера в значительной мере изменило их научные взгляды и взгляды на психиатрическую и психотерапевтическую практику. Сначала Л.Бинсвангер стал развивать концепцию анализа экзистенциальных априорных структур или так называемого «психиатрического Dasein анализа», а затем М.Босс - «ортодоксальный Хадеггеровский Dasein анализ». У обоих было много последователей. Вскоре термины экзистенциальный анализ и Dasein анализ стали использоваться как синонимы. На первый взгляд, подход М.Босса очень близок подходу Л.Бинсвангера. Близость заключается в терминологии заимствованной обоими у М.Хайдеггера, а также в предметной сфере исследования - оба мыслителя стараются тщательно исследовать миры своих пациентов (применительно к психиатрии и психотерапии). Бинсвангер пытается анализировать противопоставленное себе человеческое существо для того, чтобы выйти к сущностным основаниям его бытия. Такого рода противопоставление в определенном смысле отдаляет исследователя от исследуемого, существенным образом обедняя их коммуникацию. Однако, возможно, данное противопоставление единственно и может делать исследование подлинно научным.

Экзистенциальный анализ (Dasein анализ) Босса заключается не в редукции поверхностного для более ясного понимания существенного, а, наоборот, в артикуляции неразрывного единства существования отдельного человеческого существа с бытием др.человеческих существ и с бытием как таковым вообще, ибо сам ч-к есть Dasein (вот-бытие, там-бытие), т.е. бытие, к-ое мы можем непосредственно наблюдать перед собой. Сущность и цель Dasein анализа М.Босса - открытость экзистенции, наша собственная открытость в бытии, так чтобы другие люди, объекты, события и даже сама бытийность как таковая могли явиться, стать явленными, узнанными, понятыми именно тем путем, к-ый наиболее соответствует их сущностной природе.

Т.О., вместо одного экзистенциального анализа, предстают 2 весьма различающиеся в исходных методологических основаниях версии, онтоценрический и антропоцентрический экзистенциальный анализ. Данное разделение носит условный х-р. Если онтоценрический экзистенциальный анализ (Босс) - есть освобождение, раскрытие ч-ка для его собственного бытия и, через это освобождение - исцеление, а значит психотерапевтическая практика, то антропоцентрический экзистенциальный анализ (Бинсвангер) - есть выделение экзистенциально априорной структуры как смысловой матрицы, описывающей условия существования индивидуального сущего как такового, во всех ракурсах его рассмотрения: временных, пространственных, ментальных, гностических и т.д. - т.е. это, прежде всего, исследование, диагностика, а не собственно терапия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: