Психологическая характеристика детей 6 лет с общим недоразвитием речи

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь [3, с.8].

В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей с ОНР [5, с. 7].

Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях И.Ф.Гаркуши и В.В.Кожев-никовой отмечается, что:

- у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

- преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух - четырехлетнего возраста [4, с. 37].

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

С учетом выше сказанного следует сделать вывод, что общее недоразвитие речи – это системное нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

Особенности развития памяти у детей 6 лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: