У детей 6 лет с общим недоразвитием речи

Для экспериментального исследования особенностей слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня было проведено психодиагностическое исследование, которое проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 15 «Медвежонок» города Подольска. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей 6 лет с ОНР третьего уровня, посещающих коррекционную группу: 5 девочек и 5 мальчиков. Участники эксперимента имели заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), согласно которому дети имели негрубые задержки психического развития, как вторичные по этиологии.

Для исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей

6 лет с ОНР третьего уровня мы провели экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня. Констатирующий этап исследования проводился в январе 2013 года. В ходе констатирующего эксперимента нами была определена следующая цель: диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня. А также были сформулированы задачи констатирующего эксперимента:

1. Подобрать методики диагностики слуховой памяти дошкольников.

2. Отобрать детей для экспериментального исследования.

3. Провести их обследование.

4. Сформулировать выводы об исходном уровне развития слухоречевой памяти у детей.

В нашем экспериментальном исследовании мы использовали следующие методики:

1. Методика А.Р. Лурии «Запоминание 10 слов» (см. Приложение 1).

Использование данных методик обосновано тем, что для реальной практической деятельности психолога образования необходима, прежде всего, оценка параметров слухоречевого запоминания и различных феноменов воспроизведения информации, подаваемой «на слух», т.к. именно эти показатели мнестической деятельности наиболее затребованы в практике обучения детей и являются фактором, который определяет специфику познавательной деятельности в целом. Данные методики, по мнению Н.Я. Семаго [2, с. 157], наиболее информативные и «ресурсосберегающие» методики для оценки слухоречевого запоминания.

Использование методики «Запоминания 10 слов» А.Р. Лурия направлено на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения, особенности мнестической деятельности. Перед началом обследования на каждого участника был заполнен протокол обследования, в котором кодировались фамилия и имя участника, указывался его возраст, дата обследования. В протоколе в одну строку был записан ряд коротких односложных слов, простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Слова произносились со строгой точностью и по неизменной инструкции: обследование проходило в следующей обстановке – в помещении стояла тишина, не было никаких отвлекающих звуков; обследование проводилось в несколько этапов. Следуя рекомендациям методики, детям 6 лет с ОНР третьего уровня предлагался набор из семи слов. Далее обследование проводилось согласно инструкциям.

По результатам исследования составлялся протокол и график «Кривая запоминания».

На этапе констатирующего эксперимента была определена характеристика выборки исследования. Она отображена в таблице 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: