Вариативно-программный подход к отбору содержания деятельности детских объединений

Вариативно-программный подход – это представление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимы условия для социализации личности. Он предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватным ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов и потребностей детей.

Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную и ценностно-ориентированную функцию, то программирование выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская организация и школа и которые регламентировали практически все, вплоть до видов и форм деятельности детей и подростков в разовых мероприятиях. Практика доказала ошибочность и вредность такого подхода. Вместе с тем отказываться от идеи программирования нельзя. Сущность обновляющейся организации заключается, прежде всего, в четких стратегических ориентирах, советах, рекомендациях членам организации и взрослым - как формировать личность, как укреплять организацию.

Необходимо избавиться от укоренившегося за десятилетия и исповедуемого по сей день единообразия в работе с детьми. Выполнить эту задачу призваны программы деятельности по интересам различных объединений, разработанные Научно-практическим центром СПО –ФДО (см. таблицу №).

Следует отметить в виду, что этот перечень программ и претендует на законченность. Научно-практический центр СПО – ФДО поддерживает региональные программы, гибко реагирует на ситуации, складывающие в детско-подростковой среде; от одних программ отказывается, другие оперативно разрабатывает. Это позволяет полнее учитывать изменяющиеся ребячьи интересы, формирует содержание обновляющейся организации и «сверху», и «снизу», укрепляет и расширяет горизонтальные связи в организации.

Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сроки и темпы выполнения программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: