Личность с точки зрения бихевиористкого подхода

Бихевиоризм – это наука о поведении. Бихевиоризм как направление в изучении личности возник в США. Бихевиоризм относится к так называемым стимул-реактивным теориям, основной формулой которых является S – R. Основоположником бихевиорального направления в психологии считается Джон Уотсон (1978-1958). К одним из основоположникам бихевиоризма относят также Ивана Павлова, который открыл тип научения обозначенный как классическое обусловливание.

Дж. Уотсон считал, что психология должна изучать поведение и назвал это направление бихевиоризмом. Уотсон полагал, что подлинным предметом психологии является поведение человека "от рождения и до смерти", а не ненаблюдаемое внутреннее сознание. И поведение должно изучаться, так же как и объекты других естественных наук, с помощью объективных методов (внешнее наблюдение и эксперимент). Сознание – "черный ящик", в который мы не можем заглянуть с помощью объективных методов, поэтому психологи не должны заниматься этими феноменами.

С точки зрения Уотсона люди – это продукт их опыта и их поведение может полностью управляться, при помощи управления их окружающей среды. Основные положения классического бихевиоризма.

Предмет бихевиоризма – это поведение человека – это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

Поведение с точки зрения бихевиористов – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том числе и сосудистая и выделение секрета железой.

С точки зрения бихевиоризма личность – это опыт, который человек приобретает в

течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения. Сторонники бихевиоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы, происходящие внутри человека.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в современной психологии называется классическим или Павловским научением. Это научение по ассоциации, при котором организм устанавливает связи между разными стимулами. При таком научении нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул – это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки.

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, например, безусловный раздражитель пища вызывает безусловный реакцию – слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

Во многом под влиянием работ Павлова Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S – R вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии – по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как сказал Уотсон, – продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой.

Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона – наблюдение за поведением

человека с целью:

а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет

реакция;

б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.

Основная формула бихевиоризма – R = f S.

Уотсон выделял следующие реакции в поведении:

1) наружные или видимые приобретенные – двигательные навыки – мытье полов, игра в футбол;

2) внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);

3) наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание);

4) внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции,

изменения в кровообращении).

Уотсон полгал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления

организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение – главная проблема бихевиоризма.

Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Процесс приобретения навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: