Психологические «я» и их маркеры 2 страница

Умеете ли вы удерживать свое заинтересованное внимание на чем-либо более, чем пять минут подряд, если в этом нет внешней необходимости? Бывает ли так, что ваш партнер злится на ваше внимание, так как оно ему почему-то мешает? Есть ли люди, которые под вашим внимание благодарно раскрываются и чувствуют себя необыкновенно легко и естественно? Умеете ли вы менять способ своего восприятия? Говорит ли вам что-либо это выражение? Является ли для вас выражение «точка зрения» лишь случайным образом, или вы усматриваете в нем нечто сравнительно реальное?

За что вас любят ваши близкие и друзья? (Задайте этот вопрос им самим и сравните с вашим ответом) Помогает ли вам личное внимание начальника при выполнении его указаний? Склонны ли вы долго переживать внешние неприятности? Что может вас утешить? Отвлечь от неприятных переживания? Способно ли разглядывание и выслушивание внешнего мира само по себе занимать вас всерьез? Относитесь ли вы с иронией к слову «созерцание»?

Бывает ли так, что людям становится лучше только от того, что они вам исповедуются? Склонны ли окружающие вам доверять без особых на то оснований? Склонны ли вы выступать в роли «жилетки», то есть молчаливо сочувствовать людям, рассказывающим вам про свои проблемы и неприятности? Утомляет ли вас это занятие? Развлекает ли?

Бывает ли у вас ощущение, что через вас на Землю смотрит кто-то еще: может быть, ангел или серафим — и ему почему-то важно видеть мир вашими глазами? Верите ли вы в силу искреннего покаяния — что оно действительно может снять с человека его грехи перед миром?

Какие ваши самые яркие переживания и впечатления за последний год? Что вы в тот момент делали?

Зависите ли вы от окружающих и их поведения? Умеете ли от них абстрагироваться? Считаете ли это умение существенным для человека? Заботит ли вас тема наблюдения мира человеком? Считаете ли вы ее важной в отрыве от конкретных внешних надобностей? Способны ли вы заболеть от недостатка внешних впечатлений, скуки внешнего мира?

Считаете ли вы, что увидеть, выслушать, почувствовать и понять — это больше, чем простить?

Упражнение 12. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль наблюдательной модальности в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете наблюдательной модальностью и умеете по своей воле сочетать ее с остальными психологическими модальностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще наблюдательные маркеры вам известны? Какие наблюдательные маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внимательные маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внимательных маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Психологические «я» как субъекты психической жизни. Рассмотренные нами четыре состояния сознания реальные для любого человека, но это совершенно не означает, что соответствующие субличности, названные нами внешним, внутренним, демонстративным и наблюдающим «я», существуют в его сознании, то есть вышли из тени. Чаще всего человеком осознается одна-две из них, а остальные если и существуют в сознании, но как случайные — но это не значит, что фактически они играют незначительную роль в его жизни и подсознательных процессах.

Очень важный для человека вопрос — принципы взаимодействия его субличностей, в частности, отношения подчинения. Какая из психологических субличностей является главной, а какие — второстепенными, кто из них важнее для соборного «я», кто командует, а кто подчиняется — все эти вопросы определяют стиль поведения человека в мире и при отсутствии должного внимания к ним возникают существенные ошибки поведения и большое напряжение в психике, природу которых человеку очень трудно понять.

В каждый момент времени лишь одна из четырех психологических субличностей может стоять у Главного микрофона — но как к этому относятся остальные? Поддерживают они ее или норовят побыстрее отогнать? Это один вопрос, весьма существенный для человека. Второй, еще более существенный, заключается в принципиальной ценности для него этих четырех субличностей — какая из них самая важная, а какая — вовсе несущественна или имеет сугубо вспомогательный характер? Здесь очень важно понимать, что «задвигание» одной из психологических субличностей под предлогом ее «несущественности» часто имеет глубокие корни невротического или фобического характера: получив когда-то серьезную травму, психика старается избегать всех сопутствовавших ей обстоятельств, к числу которых относится и активность одной из психологических субличностей. Иными словами, внешне «неважная» субличность при ближайшем рассмотрении может оказаться сильно травмированной, и тогда ее надо развивать и лечить, а не выводить за пределы своей жизни.

Упражнение 13. Попытайтесь на основе следующих высказываний определить, какая психологическая субличность человека является для него главной, в какая — служебной. Приведите аналогичные самостоятельные примеры такого рода позиций.

1. — Мне нужно иногда выйти в свет, например посмотреть пьесу в театре — а потом я несколько месяцев ей живу, и ничего больше мне не надо.

2. — Конечно, чтобы показать себя людям, надо подготовиться, но просто так самокопанием заниматься — этого я не понимаю.

3. — Ты, главное, работай, по возможности, конечно, с огоньком, но всегда помни, что главное — это польза дела, а не твои рассуждения.

4. — Если я писатель, то должен знать, о чем пишу, но не это главное, а — вдохновение!

5. — Ты должен прийтись к месту и ко времени, но без жара души, без личного, глубоко прочувствованного отношения никакого впечатления ты не произведешь.

6. — Я ищу впечатлений, и готов за ними бежать хоть на край света!

Внутренний мир: Автономный и Обусловленный миры. Рассмотрим теперь устройство внутреннего мира (или интромира) более подробно. Вообще, что такое внутренний мир? Обычно под ним понимают сразу две области, которые отличаются друг от друга кардинально — иногда больше, чем внутренний мир от внешнего. А именно, существенную часть внутреннего мира любого человека занимает область, которое мы будем называть Автономным миром (или интро-интромиром) и в котором образуются и разворачиваются фантазии человека, никак (формально) не ограниченные его внешним опытом. Здесь могут свободно существовать любые сказочные и мифические существа, очень ярко, красочно и убедительно происходить события, которых во внешней жизни человека никогда не было и быть не могло, здесь от реальных жизненных впечатлений человека берутся любые куски и фрагменты, они произвольно деформируются и перекрашиваются и становятся подручным материалом для неконтролируемой извне фантазии человека и его подсознания. Субличность, соответствующую Автономному миру, естественно назвать автономным «я» человека.

Понятно, что Автономный мир не предназначен для связи со внешним — эту роль играет Обусловленный мир (или интро-экстрамир), который представляет собой область внутреннего мира человека, служащую точным (насколько это у человека получается) отражением внешнего мира — так, как последний развернут к человеку. Таким образом, в отличие от Автономного мира, Обусловленный мир формируется не произвольным полетом фантазии человека, а обусловлен (создан) прямыми внешними впечатлениями — и их последующей обработкой. Формируя Обусловленный мир, человек старается (насколько это у него получается) придерживаться принципа реальности, то есть строить Обусловленный мир, все время поглядывая на внешний — подобно художнику, пишущему свою картину с натуры. Разумеется, как и художник или фотограф, он создает в своем внутреннем мире лишь условную, ограниченную и приближенную копию внешнего мира, но она по своему замыслу должна быть максимально точной и предназначена для реалистичного отображения и анализа внешних событий и планирования будущего внешнего поведения человека. Субличность, соответствующая Обусловленному миру, мы назовем обусловленным «я».

Обусловленный мир содержит не только память о различных событиях и фактах — в нем также имеются и, так сказать, вторичные образования — например, законы, которым (по мысли человека) подчиняется внешний мир, различные классификации и иерархические схемы его объектов и т. д. Эти классификации и иерархии частично воспроизводят то, чему человека учили, а частично созданы им самим — но рассматриваются им как реальные, то есть довольно точно отражающие настоящие отношения и законы внешнего мира, так что на них можно и нужно полагаться при упорядочении внешних впечатлений и строительстве планов внешнего поведения. Таким образом, Обусловленный мир всегда содержит, наряду с беспорядочным эмпирическим материалом (внешние впечатления как таковые), еще и инструменты, иногда хорошо развитые, с помощью которых этот материал организуется в Субъективно Реальную Картину Внешнего Мира. Насколько эта Картина согласуется с аналогичным Картинами других людей? Обычно в очень малой степени, то есть ее «объективность» очень мала — по крайней мере, если она выходит за рамки общесоциальных стереотипов. Таким образом, проницательный и знакомый с человеческим родом читатель может сделать вывод о том, что у многих людей Обусловленный мир по сути может нести большой отпечаток Автономного — но это не касается их функций! Автономный и Обусловленный миры различаются в первую очередь по их функциям и по субъективному убеждению человека в том, что Обусловленный мир представляет собой (насколько это возможно) точный образ внешнего мира — а Автономный мир, наоборот, от внешнего мира независим и имеет свои объекты и свои законы. Таким образом, автономное «я» на первый взгляд в принципе гораздо свободнее обусловленного — но зато от последнего больше практической пользы; впрочем, более пристальное наблюдение дает иногда иную картину.

Иными словами, психологически можно различать два принципиально разных состояния сознания: интро-интровертное, соответствующее погружению в Автономный мир, не зависящий прямо от внешних впечатлений человека, и интро-экстравертное, соответствующее погружению в Обусловленный мир, представляющий собой (почти) точную копию внешнего мира и рассматриваемого человеком как инструмент для внутренней отработки и подготовки внешних взаимодействий. Соответственно, интроверты бывают двух видов: интро-интроверты, сосредоточенные преимущественно на Автономном мире, и интро-экстраверты, облюбовавшие себе главную работу (или забавы) в Обусловленном мире. Типичные роли для интро-интроверта — это Поэт-лирик, Фантазер, Мечтатель, Религиозный Философ, Мистик. Типичные роли для интро-экстраверта это Поэт-песенник, Советник, Эксперт-консультант, Еврей при губернаторе, Ученый-теоретик, Маг.

Вопросы к читателю. Есть ли у вас внутренний мир? Делится ли он четко на Автономный и Обусловленный? Различаете ли вы в себе и в других интро-интровертное и интро-экстравертное состояния сознания? Осознаете ли свои автономное и обусловленное «я»? Чем они различаются?

Любите ли вы мечтать ни о чем или о недостижимом? Считаете ли это занятие приятным? Предосудительным? Никчемной тратой времени? Способны ли вы сочинить сказку (песню) для своих детей? Добровольно? Под угрозой насильственной смерти?

Случаются ли с вами грезы наяву? Склонны ли вы видеть сны и придаете ли вы им значение? Рассказываете ли их своим знакомым? Интересуетесь ли сновидениями и их толкованиями? Любите ли вы мифы и сказки? Понравится ли вам, если малознакомый человек поинтересуется вашей любимой в детстве сказкой? Верите ли вы, что истина может открыться человеку во сне?

Любите ли вы петь под гитару? Индивидуально или в хоре? Знаете ли вы наизусть слова хотя бы одной песни? многих песен? Чувствуете ли вы себя поэтом в душе? Писали ли вы в юности стихи? А сейчас пишете иногда, никому не показывая?

Необходимо ли вам для работы вдохновение, или вы свободно обходитесь и без него? Считаете ли вы фантазии опасными для трезво мыслящего человека? Согласны ли вы с тем, что основа любого правильного решения — постоянная обратная связь с внешней реальностью?

Как вы считаете, следует ли проходить в школе литературу? лирические стихи «взрослых» поэтов? Что это дает школьникам, еще не знакомым со взрослыми чувствами?

Упражнение 14. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают Автономный и Обусловленный миры, автономное и обусловленное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие еще роли свойственны интро-интроверту и интро-экстраверту? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какой его мир — Автономный или Обусловленный — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 15. Попытайтесь определить, какое свое «я» — автономное или обусловленное — предъявляют авторы следующих реплик, или какое из этих двух «я» партнера они имеют в виду.

1. — Да, я тоже люблю помечтать на досуге.

2. — Я запомнил ваше имя — я всегда это делаю, разговаривая с деловыми партнерами.

3. — Вас действительно заинтересовало мое предложение?

4. — Ой, я вас боюсь! Вы мне потом еще сниться будете!

5. — Скажите, Пантелей, у вас есть совсем дерзкая, неосуществимая мечта?

6. — Вы мне напоминаете динозавра, с тяжелым детством.

7. — Да я лучше на панель пойду, телом своим торговать, чем с вами в одном самолете полечу!

8. — По моим представлениям, Митрофан Онисимович должен оказаться неплохим учителем — так мне надежные люди говорили о нем.

9. — Ты готов к завтрашнему экзамену, Патрикей?

10. — Ты, Анфиса, ври, да не завирайся.

Упражнение 16. Найдите пословицы, поговорки и фразеологизмы, противопоставляющие автономное и обусловленное «я» человека.

Внешний мир: Предсказуемый и Поглощающий миры. Внешний мир индивидуума, то есть внешний мир, рассматриваемый его (всегда глубоко субъективными) глазами — это совсем не то, что «объективно существующий» внешний мир, интересующий современную науку и ею исследуемый. В частности, забудем про энциклопедии, толстые учебники, атласы и справочники — у нас речь идет в первую очередь про личный опыт и знания, получаемые из жизни эмпирическим путем.

Каким же бывает внешний мир для человека? Первое, и, вероятно, субъективно важнейшее деление этого мира на две разные области выглядит так: внешний мир бывает для человека Предсказуемым (Штатным) и Поглощающим (Нештатным). Предсказуемый мир — это тот вариант внешнего мира, который соответствует (как в данный момент кажется человеку) его представлениям, то есть похожий (в главных и важнейших чертах) на Обусловленный мир — при том, конечно, что в Предсказуемом мире есть многое, отсутствующее в Обусловленном — первый изобилует разнообразными несущественными или малосущественными деталями и оттенками, отсутствующими во втором — например, море в натуре представлено (для большинства людей) гораздо большей гаммой цветов, звуков и запахов, чем оно сохраняется в памяти Обусловленного мира.

Предсказуемый мир (или экстра-интромир) понятен человеку, его объекты знакомы, или легко вкладываются в рамки существующих в Обусловленном мире понятий и классификаций, его процессы поддаются прогнозированию (отсюда и название мира) — если не деталях, то в существенных и главнейших чертах, или, во всяком случае, понятно, в каких возможных направлениях может пойти его развитие — они известны и в целом исследованы. Оказываясь в Предсказуемом мире, человек увлечен им, но не настолько, чтобы быть сбитым с толку, и его наработки в Обусловленном мире имеют для него большое значение — собственно, они и предназначались (по крайней мере, в основном) для жизни или работы в Предсказуемом мире. Наблюдения над Предсказуемым миром, как правило, служат для последующей работы с Обусловленным миром — его укрепления, коррекции, модификации, чистки. Состояние сознания человека, пребывающего в Предсказуемом мире, называется экстра-интровертным, а субличность, соответствующая этому миру, называется штатным «я».

Наоборот, Поглощающий мир, или экстра-экстрамир, лишает человека фоновой внутренней поддержки, идущей из Обусловленного мира — здесь ему вообще не до внутреннего мира, так как внешние обстоятельства оказываются нештатными, необычными настолько, что привычные способы мировосприятия и поведения отказывают — и включается особый, экстренный или форс-мажорный режим существования и восприятия (который существует, впрочем, у каждого человека), и порой вызывает к жизни неожиданные таланты и способности — а в чем-то приводит к мгновенной деградации, если поведение человека в экстра-экстрамире сравнивать с его экстра-интровертным поведением. В Поглощающем мире объекты не похожи на привычные для человека, процессы непонятны и почти не прогнозируемы, в любой момент можно ждать чего-то неожиданного и требующего непонятных реакций; имеющихся в обычном распоряжении способностей человека явно не хватает, и времени, чтобы спокойно выработать необходимые умения, нет. Однако труба зовет, и пути отступления в Предсказуемый (или, еще лучше, в Обусловленный) мир нет. Такое состояние сознания называется экстра-экстравертным, а субличность, ему соответствующая, называется нештатным «я».

Типичные экстра-интровертные роли: Практический Руководитель, Трезвый Исполнитель, Обычный Работник, Ограниченный Экспериментатор, Аккуратный Доктор, Заурядный Больной.

Типичные экстра-экстравертные роли: Непредсказуемый Политик, Нестандартный Начальник, Творческий Подчиненный, Дикий Экспериментатор, Искатель Приключений, Пожарник, Спасатель, Незаурядный Больной.

Вопросы к читателю. Есть ли у вас внешний мир? Делится ли он четко на Предсказуемый и Поглощающий? Различаете ли вы в себе и в других экстра-интровертное и экстра-экстравертное состояния сознания, штатное и нештатное «я»? В чем они различаются?

Увлекает ли вас внешняя деятельность, когда не хватает времени на то, чтобы уйти внутрь себя хотя бы на минуту? Любите ли вы экстренные внешние ситуации? Скучаете ли без них? Когда ваша внешняя деятельность более эффективна — когда она идет с авралами или без? Случалось ли вам работать в службе экстренной помощи? Обращаются ли к вам люди по неожиданным поводам в любое время дня и ночи? Приветствуете ли вы такие ситуации? Любите ли вы работать ночью? Ездить ночью в автомобиле? Возбуждает ли вас полет на самолете, или вы его откровенно боитесь? Относитесь равнодушно? Нравятся ли вам внешние неожиданности?

Любите ли вы знать точно свои обязанности на работе? Как вы относитесь к неожиданным командировкам? К командировкам в незнакомые края или культуры? Попробуйте вспомнить вашу последнюю экстренную ситуацию — она вам понравилась? Вас огорчила? Ввела в смятение, из которого вы до сих пор не вышли? Вышли, и с пользой для себя?

Любит ли вас ваш начальник за исполнительность? за творческое начало? За умение его развлечь? Играете ли вы хотя бы иногда роль шута? Нравится ли она вам? Чувствуете ли вы свою внешнюю жизнь как фарс? Никогда, иногда, постоянно? Нуждаетесь ли вы в размеренном ритме жизни, регулярном питании? Способно ли незнакомое блюдо выбить вас из привычной жизненной колеи?

Часто ли ваши дети (родители) своими действиями ставят вас в тупик? Какие чувства вы при этом испытываете? Находите ли хотя бы иногда элегантный выход? Любите ли вы воспитанных и организованных, или же беспокойных и непредсказуемых детей? Взрослых? Стариков? Любите ли вы тупиковые ситуации — для себя, для других? Проявляют ли они в вас задор и творческое начало? Или вы в таких ситуациях сразу тускнеете и гаснете? Необходим ли вам для эффективной работы устойчивый ритм?

Упражнение 17. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают Предсказуемый и Поглощающий миры. Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие еще роли свойственны экстра-интроверту и экстра-экстраверту? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какой его мир — Предсказуемый или Поглощающий — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 18. Попытайтесь определить, какая субличность — штатное или нештатное «я» активна у авторов следующих реплик, или какую из этих двух субличностей партнера они имеют в виду.

1. — Завтра я жду от вас ответа, и постарайтесь не опаздывать, Кузьма Нифонтович.

2. — Ну что, Иннокентий, не ждал?!

3. — Я был в прострации и себя не помнил, извини, если сможешь, дурака.

4. — Ну, крышу-то мне снесло порядочно — до сих пор право и лево с трудом различаю.

5. — События вышли из-под контроля и даже превысили мое разумение.

6. — Все будет нормально, не волнуйся, я с детьми привычная.

7. — Ты в раж-то не входи раньше времени, Леонтий, опомнись.

8. — Я был словно во сне, и не помню, что говорил.

9. — А теперь, Степанида, представь — ну просто представь на минутку — что ты — полновластная царица ангельского воинства — и улыбнись мне так, как будто я — твой царь, и прижми меня крепче прямо к сердцу.

10. — Меня так запросто с ног не сшибешь, уважаемый Аристид Афиногенович!

Упражнение 19. Найдите пословицы, поговорки и фразеологизмы, противопоставляющие Предсказуемый и Поглощающий миры человека, или его штатное и нештатное «я».

Внешнее выражение: экспрессия и импрессия. Подобно внутреннему и внешнему мирам, связывающие их каналы могут быть разделены на две части, с резко различающимися состояниями сознания.

Внимание человека, занятого внешним выражением, может быть сфокусировано двумя совершенно различными способами. При экспрессивном состоянии сознания внимание человека сосредоточено преимущественно на его внутреннем мире, и посвящено переложению внутреннего содержания (объекта, аспекта, энергии) на язык канала выражения, который понятен внешнему миру — но внимание находится практически в отрыве от внешнего мира (экстрафил с подобной акцентуацией называется экстра-интрофилом). В такой позиции находится человек, подбирающий адекватные слова для выражения трудной мысли: он почти забывает про своего собеседника, сосредоточиваясь на процессе изготовления в своем уме нужной фразы.

Второй, импрессивный, вариант внешнего выражения возникает в случае, когда внимание человека сосредоточено, наоборот, преимущественно на внешнем мире (экстрафил с такой акцентуацией называется экстра-экстрафилом), и человеку важно, чтобы его трансляция произвела на внешний мир нужное воздействие — такова мать, энергично внушающая своему сыну, как тот должен вести себя в ее отсутствие: в данном случае матери важен не столько сам по себе факт внешнего выражения своих инструкций, сколько то, чтобы они дошли до внешнего адресата (сына) и возымел на него должное действие. На языке субличностей мы говорим о экспрессивном «я» и импрессивном «я».

Таким образом, экспрессивное и импрессивное состояния сознания различаются по своим субъективным мотивировкам: в случае активности экспрессивного «я» человек чувствует внутреннюю необходимость переправить внутренний объект или энергию во внешний мир: человек как бы переполняется этим объектом или энергией, они буквально просятся (рвутся) наружу, и он, уступая этому внутреннему по происхождению импульсу, его реализует, то есть отправляет объект во внешний мир, порой очень мало интересуясь, куда он попадет и насколько там востребован. Позиция писателя-экстра-интрофила может быть такой: «Я пишу свои книги для тех, кому они созвучны, а остальных просьба не беспокоиться»; экстра-интрофильные (порой даже анти-экстрафильные) взгляды на художественное творчество можно найти у О. Уайльда и И. Бродского. Такому писателю важно написать рукопись, ну в крайнем случае отдать ее кому-то — а ее дальнейшая судьба его не волнует; для него главное — избавление от внутренней тяжести, от переполнения внутренним содержанием и силой.

Наоборот, импрессивное «я» ориентируется на потребность внешнего мира в человеке — а точнее, в его внутреннем мире; типичный экстра-экстрафил обязательно дождется, пока его не спросят о чем-либо или, по крайней мере, пока он не ощутит совершенно откровенную потребность внешней среды в его внутреннем мире: «Папа, ну когда же ты наконец еще расскажешь нам про свою молодость?!» Позиция писателя-экстра-экстрафила будет, например, такой: «Публика нуждается в нравственном воспитании, и я им ответственно занимаюсь.» При этом он будет не просто заниматься воспитанием публики — он изучит основные актуальные для нее нравственные аспекты и посвятит свои книги именно им (так И. Тургенев писал свой самый знаменитый роман «Отцы и дети», а Н. Чернышевский — «Что делать?»). Ему не так важна точность и адекватность передачи во внешних формах своей внутренней мысли и энергии, но он будет пристально следить за реакцией на эти формы своих читателей.

Вопросы к читателю. Различаете ли вы в себе и в других экспрессивное и импрессивное «я»? В чем они различаются?

Есть ли у вас потребность в выражении своих внутренних переживаний? Нужен ли вам при этом живой слушатель, зритель? Есть ли у вас потребность во влиянии на окружающий мир, реализации внутренних идей и проектов? Любите ли вы делать это сами или предпочитаете пользоваться чужими руками? Понимаете ли вы состояние Л. Толстого, озаглавившего свою статью: «Не могу молчать»? Согласны ли с поговорками: «Молчи — за умного сойдешь» и «Слово — серебро, молчание — золото»?

Важна ли для вас точность передачи в словах и жестах вашего внутреннего состояния, мысли, эмоции, выношенного плана? Обращаете ли вы внимание на действие ваших искренних и обдуманных слов на окружающих? Если бы вы ставили пьесу, вы больше ориентировались бы на ваши собственные идеи или на текущую моду?

Верите ли вы в то, что себя невозможно выразить? Что людей можно менять? Любите ли вы командовать? Наставлять окружающих? Учить их? Насколько конкретными являются ваши советы и указания окружающим, подчиненным, начальнику? Давая указания, чем вы больше озабочены: точностью выражения своей идеи или способом ее восприятия партнером?

Все ли ваши внутренние переживания должны завершаться отчетом о них кому-либо? Страдаете ли вы, если вам некому высказаться о наболевшем в душе? Есть ли у вас персональный психоаналитик или кто-либо, исполняющий эту роль? Считаете ли вы полет фантазии, не завершающийся конструктивным внешним решением, пустой тратой времени? Должны ли вы внутренне готовиться к ответственным выступлениям?

Ругая ребенка, который вас уже достал, склонны ли вы использовать понятные ему слова, или говорите, что в голову приходит? Случалось ли вам доносить до собеседника трудную для его понимания мысль? Испытывали ли вы при этом чувство удовлетворения? Согласны ли вы с тем, что любая мысль в собеседнике отчуждает себя и если не превращается в свою противоположность, то существенно искажается в его восприятии? Склонны ли вы стараться объяснять что-либо вашим партнерам? Ст о ят ли ваши усилия получаемых результатов?

Считаете ли вы неадекватность выражения своих мыслей и чувств существенным недостатком человека? Его большой проблемой? Что важнее — точно выразить свою мысль (чувство), или быть адекватно воспринятым? Как вы считаете, можно ли и стоит ли объяснять ребенку истины о Боге и взрослой любви?

Понимаете ли вы артиста, который иногда может быть разочарован рукоплещущим залом?

Упражнение 20. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свои ответы как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) занимают экспрессивное и импрессивное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие роли свойственны экстра-интрофилу и экстра-экстрафилу? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какая часть канала внешнего выражения — внутренняя или внешняя — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 21. Попытайтесь определить, какая субличность активна у авторов следующих реплик — экспрессивная или импрессивная?

1. — (грозно-повелительно) А ты, Дементий, молчи! (указывает пальцем на партнера)

2. — (в тоске, отводя взор от партнера вверх) Боже, если бы Ты знал, как он мне надоел!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: