Психологические «я» и их маркеры 5 страница

В частности, разнообразные добродетели, положительные навыки и качества характера, которые очень помогают человеку жить, чаще всего материализуются в роли вспомогательных субличностей, которым самое дело быть в услужении у кого-то, но не править бал психики самостоятельно. Скромность, усидчивость, концентрация, добросовестность, осторожность, смелость, мужественность, женственность хороши как приправы или соусы, но основное наполнение блюда человеческой самоидентификации должно быть содержательным, то есть связанным с той или иной определенной программой действий, которая по своему усмотрению вызывает нужные ей субличности-качества к дополнительным микрофонам. Если же они оказываются у Главного микрофона, то конфуза обычно ждать недолго — а возможны и более тяжелые последствия. Говоря на обычном языке, любые добродетели и умения служебного порядка хороши на своем месте, а будучи предоставлены сами себе, быстро создают субличности с разнообразными злоупотреблениями. Одна из главных добродетелей — это чувство меры, но и оно никогда не бывает абстрактным, но всегда привязано к тому или иному конкретному взгляду на мир или программе действий.

Представим себе человека, который решает начать прицельную выработку в себе того или иного «положительного» качества: любви, доброты, сострадания, внимания, осознания, концентрации или патриотизма. Разумный человек не станет воспитывать в себе эти качества абстрактно, но поищет себе ту или иную сферу деятельности, так сказать, ниву, вспахивая которую, он попутно приобретет или разовьет указанные качества. Но понятно, что соответствующая субличность окажется вспомогательной и не приспособленной к выходу к Главному микрофону. И даже если после этого человек воспитает в себе указанное качество еще на нескольких нивах, и в этих ситуациях вполне реально ощутит в себе субличность, например, Любящего «я», то это совершенно не означает, что эта субличность готова к выходу к Главному микрофону — если для нее будет актуален вопрос: «Кто меня вызвал? На кого я работаю?» Готовность выхода некогда служебной программы к Главному микрофону — большое событие в жизни человека, нередко сопровождающееся сменой его жизненных ориентиров, а если этого не произошло, то вполне вероятно, что фактически служебная субличность так и осталась служебной, но руководит ею теневая субличность, которая выходит к Главному микрофону незаметно для человека, и в то же время усиливает звук дополнительного, так что служебная субличность звучит громко и при невнимательном наблюдении вполне может сойти за управляющую — но реально ею не является, и фактически человек преследует скрытые цели теневой субличности, пользуясь невниманием и аморфностью служебной субличности, не привыкшей руководить.

Таким образом, если человек пытается воспитывать в себе абстрактные добродетели: любви, смирения, терпения и т. д., культивируя их не на материале конкретной деятельности и программы, в рамках которой они естественным образом потребуются, то он рискует пойти на поводу у своей теневой субличности, которая незаметно для его сознания встанет у Главного микрофона и будет нашептывать ему приблизительно следующее: «Ты решил стать смиренным? Теперь смирение — это твоя главная и основная добродетель, и ты должен практиковаться в ней ежесекундно. Ты должен все время понимать волю своего высшего начала и подчиняться ей абсолютно, чего бы это тебе не стоило.» Такого рода установка вовсе не ставит Смиренное «я» к Главному микрофону, поскольку все время слышать свое высшее начало и подчиняться его воле для обычного человека — нереальная задача. И в тех случаях, когда оно не слышно или у человека действительно не хватает сил для исполнения его указаний, теневая субличность, маскирующаяся под Смиренное «я» у Главного микрофона, шепнет человеку на ушко, какой именно выбор ему следует сделать, преследуя при этом свои собственные, теневые, цели. Ибо само по себе Смиренное «я» беспомощно в ситуациях выбора меньшего зла из нескольких имеющихся, например, решая, с чем лучше смиряться: с аморфностью мира или его недоброжелательностью? Алчностью или жесткостью? Лживостью или агрессивностью?

Упражнение 24. Попытайтесь определить управляющую и служебную субличности, о которых говорят авторы следующих реплик. Насколько, на ваш взгляд, соответствуют действительности эти высказывания?

1. — Я теперь всех люблю, без исключения — даже если злюсь по виду.

2. — Я смирился перед своей жизнью — раз и навсегда, и даже тещу иногда выслушиваю.

3. — Работа — это главное в моей жизни. Остальное — пиво, баня, рыбалка — в далеком прошлом.

4. — Я теперь — студент, и всю жизнь кладу на науку! Ни секунды простоя, даже на голубое небо смотрю — и формулы вижу.

5. — Я решил: хватит судить людей, и теперь не сужу никого — только одобряю. Вот только Бога трудно понять, как он этот мир сотворил и терпит.

Упражнение 25. Подумайте о своих основных субличностях: какие из них всегда управляющие, какие всегда вспомогательные, а какие бывают и такими, и другими. У какого микрофона они бывают чаще фактически, и у какого им следовало бы стоять?

Замаскированная субличность: настоящее имя и маска. Мы знаем: есть субличности явные, обладающие именем, и есть теневые, скрывающиеся в подсознании и закрывающие свое лицо плащом, выходя к микрофону. Однако есть субличности, обладающие как бы двумя именами, из которых во внешний мир предъявляется одно, а за ним, как за маской, скрывается другое, причем порой сильно отличающееся от внешнего. Такую субличность мы будем называть замаскированной.

Распространенный вариант замаскированной субличности — это субличность, которая имеет внешнее имя, соответствующее определенной социальной роли человека, но во внутреннем мире человека главная ценность соответствующего сюжета совершенно иная, и внутренние, скрытые от внешних глаз имя и функция этой субличности совершенно иные.

Замаскированную субличность неправильно представлять себе как пару, состоящую из управляющей (внутренней) и служебной (внешней) субличностей — в случае замаскированной субличности внешняя (видимая) субличность — не более, чем маска, надетая на чужое лицо, и ее поведение во многих ситуациях «необъяснимо» или очень искусственно.

Один из вариантов возникновения замаскированной субличности — это компенсация некоторой слабости человека, которую он не может преодолеть и вынужден скрывать — от окружающих, и часто от самого себя. Так субличность Робкого Юноши может скрываться под маской Фанфарона, маска Роковой Женщины может скрывать под собой субличность Вечно Одинокой Особы, маска Профессионального Карьериста может скрывать под собой субличность Никчемного Сына и т. д.

Во многих случаях когда поведение человека становится «необъяснимым», в частности, когда он своим поведением разрушает собственные цели, можно заподозрить, что его актуальная субличность — замаскированная, и в действительности ведет (вполне успешно) свой собственный сюжет, так как неуспех маски вполне может сопутствовать успеху истинного лица субличности. (Конечно, саморазрушительное по внешнему виду поведение может иметь иные причины — например, конфликт между разными субличностями.) Поэтому замаскированные субличности не склонны работать над внешней субличностью, поскольку ее развитие фактически не интересует человека; более того, развитие и «оживление» маски может привести к ее отчуждению от внутренней субличности и потере «послушания». Так, рассказывают печальную историю про еврейского юношу, который влюбился в русскую девушку из весьма религиозной православной семьи. Разумеется, семья девушки восстала против такого ее выбора, и юноша, дабы смягчить ситуацию, принял решение обратиться в православную веру и венчаться в церкви. Ну, семья девушки с некоторым скрежетом согласилась на этот вариант, и юноша стал готовиться к крещению, постигать таинства и увлекся христианскими идеями настолько, что, крестившись, решил стать монахом, и бедная невеста осталась без жениха.

Нередко замаскированные субличности возникают, когда человек пытает вывести некоторую свою субличность, глубоко законспирированную в подсознании, из тени. Выведя ее под свет прожектора, он спрашивает: «Ты кто?» — и субличность, подобно хорошо подготовленному шпиону, выдает некоторую легенду, скорее прикрывающую, нежели обнажающую ее истинное имя и пафос деятельности, то есть вместо своего настоящего лица показывает маску. Под этой маской может оказаться следующая, и так далее — пока человеку реально не надоест лгать самому себе. Однако внутренняя честность — продукт большой, длительной и тяжелой работы, предполагающей существенные психологические (и нередко внешние) жертвы и усилия.

Упражнение 26. Подумайте о своих субличностях: все ли они носят правильные имена? Чтобы это проверить, соотнесите эти имена с их фактическим поведением, активным (самопроявление) и пассивным (авторизация). Попытайтесь на этой основе определить истинные ценности этих субличностей, после чего попробуйте уточнить их имена.

Субличности и жизненные программы. Конечно, для упорядоченного ума очень соблазнительно представлять ситуацию с субличностями как точно соответствующую положению с программами, которые ведет человек: каждой программе соответствует своя субличность, и наоборот. Однако реально это не совсем так, а у некоторых людей и совсем не так, и есть субличности, участвующие (на разных ролях) во многих программах, и есть программы, вызывающие к жизни разные субличности, сложным образом взаимодействующие друг с другом. При этом программа может привлекать к себе данную субличность не потому, что она подходит по своему прямому смыслу, а потому, что она обладает нужными программе качествами (которых нет у других субличностей), но, будучи актуализирована, любая субличность склонна проявляться так, как она считает нужным, и развернуть ее нужным программе (или управляющей субличности) образом иногда бывает нелегко, и побочные эффекты здесь непредсказуемы.

Это связано с тем, что все субличности — живые, и потому обладают свободой воли и выбора, и, актуализируясь, нередко проявляются неожиданным для человека образом, а процесс авторизации усиливает и проявляет в любой субличности такие ее качества, которые ей самой представляются привлекательными, хотя другим субличностям, в частности, управляющей, это может быть неудобно или вовсе нежелательно.

Основная проблема, с которой сталкивается человек, пытающийся извлечь из себя то или иное качество, необходимое данной программе, заключается в том, что послушной и понятливой субличности, соответствующей этому качеству, у него как правило нет, и что это качество (чем оно ценнее, тем это более вероятно) узурпировано субличностью со скверным характером, а главное — с очень определенными приоритетами и ценностями, и если эту субличность актуализировать, то первое, что она сделает — она попытается адаптировать данную программу человека под свои интересы, в частности, самовыразиться в ней и авторизовать ее ситуации, даже и не проявив при этом того своего качества, ради которого ее актуализировали.

Вот, например, человек впервые в жизни приступает к исполнению обязанностей начальника, небольшого, но все же ответственного социального лица. Его субличность по имени Начальник Отдела — еще только начинающая, ей не хватает жизненного опыта и уверенности в себе. Где их взять? Начальственного опыта как такового у нашего начинающего менеджера еще нет, так что уверенность в себе ему приходится искать у других субличностей, и первыми приходят в голову Опытный Обольститель и Любимый Ребенок Семьи. Обе эти субличности уверены в себе, но насколько их уверенность поможет начинающему начальнику отдела и как он будет смотреться на рабочем заседании при их включении? Подумайте об этом сами; попытайтесь воссоздать реплики и интонации, с которыми он, актуализируя эти свои субличности, обратится к своей секретарше, инженеру, бухгалтеру, уборщице.

Программы и качества. Плотно занимаясь серьезной программой в течение нескольких лет, человек неизбежно обретает субличность которую он ассоциирует с этой программой. Но что делать с этой субличностью, когда программа заканчивается? Эта субличность привыкла быть ответственной, то и дело актуализироваться, самопроявляться, авторизовать события, и ее в таком виде трудно сразу уложить на полочку в подсознание. Лучше всего ее разложить по существенным качествам, которые выработались по ходу исполнения соответствующей программы, и отделить эти качества от данной, обреченной на дематериализацию, субличности, превратив их в отдельные субличности — чаще всего, вспомогательные, но иногда и управляющие. Эта способность дает человеку большую психологическую гибкость, обеспечивая возможность быстро переключаться и перестраиваться.

Вот, например, Олимпий: он пришел с институтской скамьи на производство, довольно быстро стал начальником цеха на металлургическом комбинате и проработал в этой должности десять лет. За это время его субличность Начальника Цеха выработала и на практике не раз проявила следующие качества: изобретательность, требовательность, внимательность, доброту, осторожность, собранность, адаптивность, твердость, уступчивость, настойчивость, критичность. И вот однажды Олимпий почувствовал, что ему нужно сменить обстановку, причем радикально, и он решает принять участие в длительном морском путешествии, на небольшом корабле. Для этого ему необходимо приобрести соответствующую квалификацию, так как он может отправиться в это путешествие в роли матроса, бортмеханика, аквалангиста или повара, но этого недостаточно: ему предстоит проявить в плавании многие из перечисленных выше качеств характера, которые ассоциируются у него с его ролью и субличностью Начальника Металлургического Цеха и которые он привык проявлять в определенных обстоятельствах, а теперь они ему понадобятся в совсем других условиях. Получится ли это у него? Ответ в большой мере зависит от тонкой специфики субличности Начальника Цеха: насколько она, вырабатывая нужные ей качества характера, делала это для себя лично и старалась, чтобы они проявлялись всегда под ее непосредственным контролем, и были ей полностью послушны. При такой установке эти качества с трудом будут отделяться от субличности, а ей будет очень трудно, когда она волей обстоятельств фактически окажется отстраненной от дел. Если же Олимпий вырабатывал необходимые ему по работе на металлургическом комбинате качества характера как бы сами по себе, то им гораздо легче будет проявиться в совсем других, поначалу непривычных, условиях и под водительством совсем другой субличности (скажем, Судового Кока). И его субличности, опирающейся на общезначимые (то есть актуализируемые не только под ее непосредственным руководством) качества, будет гораздо легче уйти от Главного микрофона и впасть на некоторое время в летаргический сон на уютной полочке в глубинах подсознания. Это связано с тем, что для подсознания часто гораздо важнее дополнительные микрофоны (и стоящие у них субличности), а Главный микрофон используется больше для отведения глаз сознанию. Поэтому уход управляющей субличности может пройти без травмы для подсознания, если ее помощники (например, качества характера, на которые она опиралась) останутся на месте, пусть даже в несколько измененном виде.

Насколько данное качество «приклеено» к данной субличности, определить несложно: нужно попытаться проявить это качество в ситуации, когда актуализация этой субличности совершенно неуместна, и посмотреть, что получится. Если при актуализации качества наша субличность, нарушая все правила приличия и дипломатии, все же рванется к Главному (или хотя бы дополнительному) микрофону, отталкивая стоящую там субличность — значит, она считает это качество «своим» и расставаться с ним не намерена.

Упражнение 27. Ниже приведены примеры высказываний, показывающих, что субличность человека считает некоторое его качество «своим». Назовите (приблизительно) имя этой субличности.

1. — Я, конечно, проявил доброту — но почему они меня при этом не слушаются?!

2. — Я бываю деспотичен — но только по отношению к тем, кого люблю.

3. — Я способен собраться — но только если моей жизни угрожает реальная опасность.

4. — Только ты можешь меня развеселить, Инезилья!

5. — Я редко скучаю — только когда болею.

Упражнение 28. Попытайтесь определить, с какими вашими субличностями тесно «склеены» такие качества, как выносливость, неприхотливость, стойкость, убежденность, доброта, смирение, гордость, терпение, остроумие, находчивость, легкость, устойчивость, уныние, безнадежность, оптимизм, трезвость, уравновешенность. После этого обратите внимание на то, активизируются ли эти субличности в ситуациях, где вам необходимо проявить соответствующие качества.

Подготовка к будущим программам. В свете изложенных выше соображений читателю должно стать понятным, что подготовка к будущим программам, в частности, формирование соответствующих субличностей — тонкий процесс, изобилующий подводными камнями. Ясно, что будучи совершенно личностно неподготовленным, к серьезной программе подступаться нельзя — ибо без энергии «я» никакая программа не пойдет. С другой стороны, как формировать соответствующую субличность? Распространенный путь, характерный для людей с развитым воображением, это создание автономной субличности, то есть субличности, представленной в Автономном (воображаемом) мире, которая будет реализовывать будущую программу так, как человек ее в настоящее время мыслит. Однако реальные обстоятельства могут сложиться совсем не так, как их человек себе воображает, и качества, которые ему помогут и, наоборот, будут мешать в ее выполнении, могут оказаться тоже совсем другими — и тогда отработанная (может быть, очень тщательно) автономная субличность окажется скорее препятствием, чем реальной помощью человеку. Такая ситуация возникает в процессе плохого обучения в вузе, когда молодой специалист, попав на производство, слышит от своего нового директора: «Для начала забудьте все, чему вас учили, включайтесь в настоящую конкретную проблематику и учитесь решать наши проблемы, даже и не пытаясь опираться на полученные в институте знания — они вам не помогут». Другой пример — из области начала «взрослой» жизни — подростки, воспитывающиеся на книгах и романтических рассказах своих родителей, вступая в «большой» мир, нередко оказываются к нему совершенно неподготовленными, так как его реалии и законы очень сильно отличаются от тех, которые были созданы в отрочестве и ранней юности в Автономном мире, и субличность, отлично функционировавшая там, оказывается в полной растерянности перед вторжением в Обусловленный мир взрослой внешней реальности. В результате у молодого человека возникает раздвоение: в Автономном мире у него остается детски-отроческая субличность, которую Э. Берн назвал бы детской ипостасью «я», а в Обусловленном мире, гораздо более плотном и «материальном», формируется взрослое «я», способное решать проблемы адаптации к реальному внешнему миру. И в случае, когда детское «я» и взрослое «я» сильно различаются по мировосприятию, этике и используемым ими инструментам, у человека возникает серьезный внутренний конфликт, преодолеть который довольно сложно, так как нередко автономное «я» сильно мешает обусловленному, а последнее своими действиями буквально «ломает» первое — а принести одно из них в жертву другому человек не в состоянии, так как оба являются для него основными субличностями.

Что же делать? В принципе, пластичность психики и способность человека корректировать имеющиеся субличности и выстраивать между ними корректные отношения — не столько дар Божий (хотя иногда бывает и так, но это скорее редкое исключение), сколько результат длительной, планомерной и целенаправленной работы человека над собой. Субличность подобна домашнему животному или ребенку в большой семье — она должна пользоваться уважением, иметь определенные права, получать свою дозу внимания и любви — но в то же время и знать свое место и свои обязанности перед другими субличностями. В частности, она, выходя к микрофону, никогда не должна выдавать себя за глобальное «я» человека, презирать другие субличности или чересчур негативно о них отзываться, и осуществление на деле этого правила является хорошим фундаментальной практикой для любого человека, начинающего серьезную структурную работу над собой и своей жизнью.

Упражнение 29. Попробуйте обнаружить в себе субличности, выдающие себя за ваше соборное «я», а также субличности, резко негативно отзывающиеся о других субличностях. Попытайтесь «исправить» их манеры, но для начала выясните, в чем причина таких негативных оценок.

Однако мало иметь в себе дипломатичный набор субличностей — нужно еще, чтобы вновь появляющиеся субличности соответствовали тем программам, которые они будут вести. Для этого человек может выводить их из пределов Автономного мира, испытывая их, когда предоставляется возможность, в Обусловленном и Предсказуемом мирах — а такие возможности обязательно представятся, если человеку действительно предстоит большая и серьезная программа. Перед тем, как придет Большая Волна, она посылает впереди себя несколько маленьких, и человек, уловив закономерность их появления их специфику, может существенно подготовиться ко встрече с ней. Однако есть и другой путь, может быть он покажется окольным, но зато он дает возможность подготовиться к грядущей программе более основательно и быть в ней существенно более гибким. Этот путь заключается в том, что человек готовит к этой программе не столько соответствующую ей субличность (которая будет стоять у Главного микрофона), сколько ее служебные субличности, которыми она будет командовать. Выработав у себя заранее команду, адаптивных и умелых служебных субличностей, согласованных друг с другом, человек обретает большую силу и одновременно негибкость, так как в случает прихода большой программы он будет создавать соответствующую ей субличность не на пустом месте, а как априорно имеющую отлично вооруженную команду — и останется только грамотно ею воспользоваться.

Внутренний суд. Выстраивание команды вспомогательных субличностей — совсем не простое занятие, так как любая сильная субличность имеет тенденцию пробираться к Главному микрофону, и нужны специальные усилия для того, чтобы этого не происходило — так молодого горячего жеребца учат подчиняться легким движениям повода наездника. В действительности выстроить глобальный жизненный план, подчинить ему все свои субличности, «выдрессировать» служебные и правильно простроить отношения между управляющими — очень и очень непростая задача, и многие люди, приступая к ней с негодными средствами, терпят сокрушительное фиаско. Этой теме в общем посвящена книга автора «Эволюция личности», и (в ее терминологии) всерьез заниматься простройкой своего внутреннего пространства может лишь человек четвертого уровня развития личности (зрелая личность), а начинать эту работу (точнее, подготовку к ней) можно лишь на третьем уровне юношеской личности, не раньше. Однако многие люди, одержимые идеей внутренней работы и самопознания, или просто чересчур критично к себе относящиеся, склонны «рубить с плеча», то есть осуществлять суд и расправу над собой с помощью инструментов, явно не приспособленных для этого, выстраивая у себя компанию весьма несовершенных субличностей, наделяемых, однако, весьма высокими полномочиями — это Внутренние Судья, Адвокат, Прокурор и Палач, в совокупности составляющие внутренний суд человека.

Указанные четыре субличности есть практически у любого человека, хотя они могут иметь разные имена и пользоваться б о льшим или меньшим весом (авторитетом, влиянием) в психике. Субличность Внутреннего Прокурора часто именуется голосом совести, процесс действия Внутреннего Адвоката нередко воспринимается как самооправдание, Внутренний Судья выслушивает голоса Прокурора и Адвоката и вершит приговор, а Внутренний Палач приводит его в исполнение — но нередко делает это сильно по-своему, следуя в лучшем случае духу приговора, а не его букве (а в худшем — руководствуясь собственными представлениями и вдохновением).

Упражнение 30. Определите основной ход «судебного процесса» и фактическое главенство в психике субличностей, составляющих внутренний суд человека, на основании следующих высказываний. Приведите свои примеры.

1. — Я себя постоянно обвиняю в чем-то — но сужу все-таки редко.

2. — Я внутри себя всегда виноват — и смягчающие обстоятельства не учитываются.

3. — Я себя часто ругаю — но в конце концов все-таки в целом оправдываю.

4. — Я если в чем провинилась перед собой — наказываю себя безо всякого снисхождения, ни в кино не пойду, ни к телевизору — сижу и плачу.

5. — У меня такое впечатление, что на самом деле я ни в чем не виноват, и из этого я всегда и исхожу.

6. — А если я в чем и провинился, то только перед Богом мне и отвечать — и когда придет время, я Ему отвечу!

Экзамен своему Внутреннему Суду. Однако перед тем, как предаваться Внутреннему Суду, неплохо определить квалификацию его участников, устроив если не суд, то по крайней мере серьезный экзамен членам этого суда: насколько они компетентны, умелы, информированы, беспристрастны, профессиональны и, главное, эффективны, ибо основной целью суда является коррекция человеческого поведения и системы ценностей в соответствии с его жизненной миссией (и, возможно, уточнение последней). Этика человека вырабатывается им самим и в конечном счете он отвечает за свою (внешнюю и внутреннюю) лишь перед самим собой — но все-таки не перед своим Внутренним Судьей, под маской которого может скрываться порой и вовсе одиозная субличность, а перед своим внутренним «я», которое постижимо лишь косвенно.

Основной экзамен следует устроить именно своему Внутреннему Судье, от которого напрямую зависит прочий состав суда (то есть субличности Адвоката, Прокурора и Палача). Какие же вопросы следует человеку задать себе и своему Внутреннему Судье, чтобы определить его компетентность и эффективность? К их числу относятся следующие:

— Насколько Внутренний Судья знает и понимает специфику данного человека, его уникальность и своеобразие жизненной миссии, особенности его внешних и внутренних обстоятельств, его долги перед прошлым и будущим?

— Насколько Внутренний Судья независим и последователен в своих приговорах, не меняет ли он своих мнений, уступая внешним обстоятельствам или влиянию тех или иных других субличностей?

— В какой мере удачен выбор остальных членов Суда, насколько Судья их хорошо понимает и в какой мере Палач его слушается?

— Каков долговременный результат действий Судьи, насколько он оказывается в итоге прав и действенны ли определяемые им меры наказания и пресечения?

— Учитывает ли, и каким образом, он опыт прошлых судебных процессов и актов наказания и их воздействие на психику?

Внутреннему Прокурору человек может задать следующие вопросы:

— С каких позиций Внутренний Прокурор обвиняет?

— Соответствует ли мировоззрение Прокурора мировоззрению основных субличностей человека?

— Насколько Прокурор объективен? Не находится ли он под влиянием других субличностей или внешних факторов?

— Вникает ли он в глубину проблем и обстоятельств человека, их специфику, учитывает ли индивидуальные особенности и склонности человека?

— Учитывает ли он запросы и просьбы Судьи и склонен ли их удовлетворять?

— Учитывает ли он самосознание человека и изменение состояний его сознания?

— Представляет ли он себе, как именно Палач исполнит предлагаемые им наказания?

Внутреннему Адвокату хорошо задать следующие вопросы:

— На каких философских и этических позициях стоит Адвокат, и насколько они согласованы с позициями Судьи, Прокурора и Палача?

— Не использует ли Адвокат неправомерных, чересчур эмоциональных и других некорректных методов оправдания и давления на Суд?

— Различает ли Адвокат каузальный (событийный) и буддхиальный (ценностной) планы?

— Слушает ли он Прокурора и старается ли его правильно понять?

— Боится ли он кары Судьи и фигуры Палача как таковой?

Внутреннему Палачу можно адресовать такие вопросы:

— Насколько совершенны и соответствуют психологической природе человека его инструменты?

— Хорошо ли он понимает приговоры, выносимые Судьей?

— Насколько Палач последователен и неуклонен при исполнении приговоров?

— Представляет ли он последствия для психики и жизни человека от своих действий и выбираемого им стиля исполнения приговора?

Помимо перечисленных четырех фигур, в составе Внутреннего Суда могут быть и дополнительные субличности, например, субличность Свидетеля, которой тоже могут быть заданы интересные вопросы.

Упражнение 31. Подумайте, какие еще существенные вопросы следует задать членам Внутреннего Суда, и ответьте на них и на перечисленные выше. На основании этих ответов попытайтесь определить, насколько компетентен и эффективен ваш Внутренний Суд, и как изменить составляющие его субличности и перестроить отношения между ними, чтобы Суд заработал лучше и эффективнее.

Следует иметь в виду, что если результаты экзамена этого упражнения окажутся плачевными, то скорее всего за масками членов Суда скрываются теневые субличности, или же, по меньшей мере, Суд не является беспристрастным, а управляем одной или несколькими субличностями, которые таким образом некорректно усиливают свое влияние на соборное «я». Соотнося мировоззрение и ценностные системы субличностей Судьи, Прокурора, Адвоката, Палача и Свидетеля, следует иметь в виду, что они могут различаться в мелочах и акцентах, но в главном (на атманическом плане) они должны быть согласованы, иначе результаты деятельности Суда окажутся откровенно разрушительными, и лучше его на время распустить, а потом, поднакопив мудрости и внутренней честности, собрать новый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: