Психологические «я» и их маркеры 3 страница

3. — (ласково; глядя прямо на партнера) Скажи, любовь моя: ты сегодня выполнил мою просьбу?

4. — (появляясь в рабочем кабинете и картинно застывая в дверном проеме) А вот и я!

5. — (в испуге, закрывая глаза) Ой, боюсь!

6. — (пристально глядя в глаза партнеру) Ну что же, было (значительным тоном) очень приятно с вами познакомиться, молодой человек!

7. — (радостно; ни к кому специально не обращаясь) Как здорово снова оказаться вместе с вами всеми!

8. — (злобно) О, дьявол!

9. — Я в дальнейшем очень прошу тебя, (с нажимом) Таисия, не нарушать мое душевное равновесие и покой!

10. — (глядя в пространство) Я не потерплю, чтобы со мной не соглашались по принципиальным вопросам!

Упражнение 22. Найдите пословицы, поговорки, фразеологизмы, подчеркивающие разницу между эспрессивной и импрессивной модальностями.

Подробности восприятия: рецепция и интроцепция. В восприятии можно выделить два существенных и качественно различающихся этапа — рецептивный и интроцептивный.

Рецептивный этап восприятия — это восприятие внешнего мира как такового, и перевод с языка его реальности на язык канала восприятия — с будущей возможной целью ее трансляции во внутренний мир человека. Если внимание человека в принципе предназначено для трансляции его внешних впечатлений во внутренний мир, но при этом сосредоточено на объектах и энергиях внешнего мира, то мы говорим, что он находится в рецептивном состоянии сознания.

Интроцептивный этап восприятия — это перевод энергии и информации, поступившей по каналу восприятия, на язык внутреннего мира человека. Если внимание человека сосредоточено на переводе полученных им внешних впечатлений на язык внутреннего мира, то мы говорим, что его состояние сознания — интроцептивное.

Разница между этими состояниями сознания заключается в первую очередь в основном предмете интереса: для рецептивногосостояния это внешний мир, для интроцептивного — внутренний. В принципе, языки внешнего мира, самого канала восприятия и внутреннего мира у каждого человека сильно различаются, и потому рецептивное и интроцептивное состояния сознания совсем не похожи друг на друга, но неподготовленному человеку это может не прийти в голову. Рецептивное состояние сознания свойственно человеку, с интересом рассматривающему неизвестный экзотический объект, ненадолго попавший ему в руки: ему надо поскорее запомнить все его выдающиеся подробности и особенности в том виде, как они на объекте представлены; так фотограф наводит фотоаппарат на диковинное животное и нажимает кнопку. Интроцептивное состояние сознания свойственно человеку, сосредоточенному на том, чтобы определить увиденное, дать ему название из числа уже известных, понять или постичь его. Так психолог-практик пытается определить, к какой категории клиентов относится человек, входящий в его кабинет.

В сложных ситуациях человек существенно разделяет во времени рецептивное и интроцептивное состояния сознания: первым он пользуется непосредственно во время контакта со внешним миром, вторым — несколько позже, как бы вспоминая и внутренне осознавая увиденное — и во внутренний мир попадает именно этот результат, а не непосредственные впечатления — последние в их непосредственном виде чаще всего служат основой для спонтанных внешних реакций. На языке субличностей мы говорим, соответственно, о рецептивном «я» и интроцептивном «я».

Интрофил с сильной рецептивной акцентуацией называется интро-экстрафилом, с сильной интрацепторной акцентуацией — интро-интрофилом.

Сказанное можно пояснить следующим (метафорическим) физиологическим образом. Результат восприятия в рецептивном состоянии сознания можно уподобить восприятиям, основанным на сигналах на окончаниях зрительных и прочих чувствительных нервов, которые воспринимают отдельные цвета и звуки, простейшие формы и элементарные тактильные ощущения; в то же время результат восприятия во интроцептивном состоянии сознания подобен образам и впечатлениям, интегрированным с помощью головного мозга на основе сигналов, полученных от чувствительных нервов. Эти интегрированные образы и впечатления могут (в отличие от периферических нервных сигналов) сохраняться в памяти и даже частично осознаваться.

Указанные два типа сознания (рецептивное и интроцептивное) совершенно различны и в принципе противоречат друг другу: их трудно совмещать во времени. Обычно рецептивный период набора информации должен сопровождаться интроцептивным периодом ее внутреннего освоения, постижения, идентификации — словом, понимания в психологическом смысле слова, то есть включения (интеграции) ее в надлежащем виде во внутренний мир в определенное его место.

Вопросы к читателю. Как вы относитесь к понятию созерцания? Любите ли вы путешествовать (шляться по улицам) без определенной цели, но набирая свежие впечатления? Является ли просмотр видео, прогулки по Интернету, посещение театров, картинных галерей, оперы или рок-концертов существенной частью вашей жизни? Что вы цените больше: ваши переживания в момент интересного зрелища или позднейшее его воспоминание? Что для вас важнее: вовремя и т о, что надо, увидеть — или правильно понять увиденное?

Когда слова значимых для вас людей действуют на вас больше: в момент их произнесения или позже? Когда вы видите в них больший смысл?

Есть ли для вас смысл в слове «свидетельствовать»? Чувствуете ли вы свою ответственность в некоторых ситуациях, где вы ничего не делаете, кроме как смотрите или слушаете? Возникает ли при этом у вас иногда чувство ответственности за характер своего внимания и впечатление, что вами словно кто-то управляет, тихо шепча: «Смотри сюда, а теперь туда, а теперь обрати внимание на то, а теперь на это».

Склонны ли вы говорить своим детям или ученикам: «Мотай на ус!» Верите ли вы в то, что жизненный опыт это в первую очередь результат пристального наблюдения, а не проживания?

Цените ли вы книги или философские системы за то, что они дают вам расширение способа видения мира? Цените ли вы непосредственные полевые наблюдения как таковые? Как вы считаете, можно ли прожить насыщенную интересными событиями жизнь и умереть в убеждении, что все самое важное и интересное было упущено?

Вспомните моменты своей жизни, когда резко расширялось ваше мировосприятие. С чем было связано это расширение? С переездом в другую местность, с новой работой или учебой, с чтением религиозных, мистических или философских книг, с беседами с наставником?

Различаете ли вы узкое (эгоцентрическое) и более широкое внимание — в себе, в других? Придаете ли вы значение широте внимания вашего партнера? Важно ли для вас, как он внутри себя интерпретирует ваши слова и поведение?

Досадуете ли вы, пропустив момент, когда происходило интересное внешнее действие, которое вы хотели засвидетельствовать? Бывает ли вам неприятно, когда вы сталкиваетесь с явлением, которое не можете отнести к известным вам категориям и понятиям?

Станет ли ваша жизнь бесповоротно серой, лиши судьба вас телевизора?

Упражнение 23. Попытайтесь письменно ответить на поставленные выше вопросы (где не получится, напишите: «не знаю», или «не хочу отвечать», или «что за глупый вопрос», или «не это меня волнует»). Затем прочитайте свой текст как ответы не знакомого вам человека и попытайтесь определить, какое место в его жизни и в его сознании (это могут быть разные места!) рецептивное «я» и интроцептивное «я». Затем дайте свои ответы другому читателю этой книги, и пусть он ответит на те же вопросы. Сравните ваши анализы.

Подумайте, какие роли свойственны интро-экстрафилу и интро-интрофилу? Какие вопросы следует задать человеку, чтобы понять, какая часть канала внутреннего восприятия — внутренняя или внешняя — для него важнее: а) сознательно; б) на самом деле.

Упражнение 24. Попытайтесь определить, какой тип восприятия — рецепцию или интроцепцию — имеют в виду авторы следующих реплик?

1. — Я когда тебя вижу, Филофей, мне уже больше ничего не надо.

2. — Дай-ка, девочка, я на твой носик посмотрю, как там прыщики наши поживают?

3. — На меня произвел сильное впечатление Воннегут — после его романов мир стал для меня не таким плоским.

4. — Ну мало ли что ты увидел — важно, что ты при этом понял.

5. — А хочешь, расскажу, что твой сын делает в твое отсутствие? Сама видела, собственными глазами.

6. — Пока ты не выслушал противоположную сторону и не уяснил себе ее аргументы, не суди!

7. — Ты, Донат, слишком многого сегодня от меня хочешь — мне нужно время, чтобы осознать твое предложение.

8. — Да, я подглядывал!

9. — Ты пока меня послушай — думать потом будешь.

10. — А можно я тебя просто потрогаю?

Упражнение 25. Найдите пословицы, поговорки, фразеологизмы, подчеркивающие разницу между рецептивным и интроцептивным восприятием.

Конкуренция в пределах психологических субличностей. Важно понимать, что у некоторых людей автономное и обусловленное «я» представляют грани внутреннего «я» (то есть его аспекты), а у некоторых — это две совершенно различные и во многом конкурирующие друг с другом субличности. Уход в мир фантазий и противопоставление его «трезвому» отражению внешнего мира в индивидуальном сознании — достаточно распространенное явление, причем не только у поэтов и мечтателей, но и у вполне успешных социальных деятелей. И вопрос о том, какое «я», автономное или обусловленное является для человека управляющим, а какое — служебным, в каждом случае надо решать отдельно. Интересно, что даже уровень психического здоровья может резко меняться при переходе от обусловленного «я» к автономному (как в сторону возрастания, так и в сторону убывания), и на этом эффекте основаны многие методы психотерапии.

Аналогичная ситуация имеет место и в отношении штатной и нештатной субличностей. Есть люди, которые терпеть не могут нештатных внешних ситуаций, чувствуют себя в них неуверенно и каждый раз сильно сожалеют, в них оказавшись — но встречаются и люди с противоположными приоритетами, которые терпеть не могут рутины, в ней киснут и теряют энергию — и тут же пробуждаются от спячки, как только оказываются в нештатной ситуации. Но все же серьезный антагонизм между штатным и нештатным «я», как и между автономным и обусловленным «я», — это ненормальный способ функционирования психики, и человек, даже выстроив свои приоритеты, должен с уважением относиться к «неглавным» субличностям, понимая, что без них он жить не сможет. Однако чаще всего оттесняемые на психическую периферию субличности (или их аспекты) — это неисследованные человеком объекты, и внимательное их изучение может открыть в них много положительных черт, которыми не обладают их «конкуренты».

Еще более острой является конкуренция между аспектами демонстративного «я», то есть между экспрессивным и импрессивным «я». Практически у всех людей одно из них является субъективно гораздо более важным, чем второе: либо для человека главное — это выразить свое, внутреннее, назревшее (экспрессивный акцент), либо ему принципиально необходимо произвести собой сильное впечатление на окружающих, и обычно менее важная из этих двух субличностей является слугой (невысокого ранга) у более важной. Однако в действительности в психике эти две субличности связаны гораздо более тесно, чем это может показаться поверхностному наблюдателю, и низкий уровень развития и энергетики любой из них существенно вредит демонстративному «я» в целом.

И то же относится и к отношениям между рецепторным и интроцепторным «я»: лишь их слаженное взаимодействие, в котором на передний план выходит то одно из них, то другое, дает возможность нормального функционирования и развития наблюдательному «я».


Глава 4
СУБЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ

Чем отличается человек от животного? В первую очередь, вероятно, способностью говорить «я», то есть самоидентификацией, а также способностью давать имена разным объектам и явлениям, то есть создавать и мыслить символы как таковые, в отрыве от их значения. Давая человеку это способность, Всевышний подразумевал, вероятно, ее разумное, осмысленное и целенаправленное использование человеком, и если не первый, но наверняка очень существенный шаг в этом направлении — это разграничение своей личности, то есть соборного «я», и разделение его на субличности. Читатель, ознакомившийся с авторской концепцией, изложенной в предыдущих главах, согласится с тем, что недифференцированное представление о своем «я» как едином целом не выдерживает критики и неконструктивно, так что для осмысленной работы человек над собой и внешними сюжетами соборное «я» должно быть разделено на субличности, которые должны быть названы, описаны и очерчены. Лишь после этого можно пытаться налаживать отношения между ними, а также развивать их по отдельности.

Каждое серьезное дело или длительная жизненная программа предполагает личное включение в него человека — иными словами, человек должен сказать себе: «Это мое дело, моя цель, мой способ жизни, я этим занимаюсь, я в этом живу и несу за это персональную ответственность перед самим собой». Янская жизненная ориентация предполагает выбор типа активной деятельности, работы и ее инструментов, иньская ориентация предполагает способ адаптации человека к окружающим условиям, и в некоторой степени выбор самих этих условий, так как способ адаптации влияет на саму среду. Таким образом, и янский, и иньский человек фактически (может быть не осознавая этого до конца) соотносит с любой длительной жизненной программой определенную субличность — но пока она остается теневой, то есть не осознана им, его способности управления этой программой остаются скорее косвенными, нежели прямыми. Типичный пример отсутствия такого рода осознания бывает у людей, которые ведут сильно «не свою» жизнь — и в какой-то момент это осознают. Вопрос, который они в этой ситуации задают себе звучит по-разному, в зависимости от янской или иньской акцентуации:

— Как я мог это делать?!

или:

— Как я могла это терпеть?!

— и человек действительно не понимает сам себя: ну КАК он мог это делать или терпеть?!

Однако ответ на поставленный таким образом вопрос совсем не прост, и адекватный ответ может так и не появиться в сознании человека даже много лет спустя, лишний раз подтвердив распространенное мнение о том, что человеческая психика — это одни сплошные загадки. А печальная истина заключается в том, что человек просто-напросто не задумывался о том, какая его субличность вела указанную программу (янский вариант) или адаптировалась к указанным обстоятельствам (иньский вариант), не осознавал этой субличности, ил же не пытался понять, как она соотносится с другими его субличностями и общим планом его бытия. Иными словами, пытаясь ответить на поставленные выше вопросы, он должен бы сказать себе так:

— Я не знаю, что это было во мне, что делало (терпело) это.

или так:

— Я не пытался выйти в своем сознании за узкие рамки видения мира, предложенные мне этим сюжетом.

Формальная интеграция субличностей человека под общим именем глобального «я» у большинства людей — совершенная фикция, а реально их жизнью управляет разноголосый и нестройный хор субличностей, каждая из которых, выходя к Главному микрофону, создает в сознании человека сильно приукрашенный и цензурированный образ его психики, причем эти образы существенно различаются у разных субличностей, поэтому если внимательно послушать человека, (искренне!) рассказывающего о самом себе, то можно сильно подивиться нестыковкам и противоречиям в его рассказе — а секрет заключается в том, что реально этот рассказ ведут разные его субличности, и их мнения по разным вопросам, общие картины мира и образы самого человека могут сильно расходиться. Попытки разобраться в своих субличностях часто не приводят к успеху еще и потому, что многие основные и существенные для человека субличности часто вовсе не стремятся выйти на свет его сознания, и благополучно остаются в тени вовсе, маскируются под чужими именами или притворяются вспомогательными и служебными.

Первые попытки работы человека над собой обычно весьма наивны и грубы: обнаружив в себе недостойное или порицаемое поведение, человек себе его попросту запрещает, то есть отгоняет от Главного микрофона актуальную субличность, даже не поинтересовавшись, каково ее имя, что она собой представляет, каковы ее функции в психике и отношения с другими субличностями. В результате субличность понимает, что лучше ей держаться в тени, и в дальнейшем не стремится показать свое лицо, даже актуализируясь — и осознанность человеческого бытия резко падает. Ибо истинная осознанность — это в первую очередь осознание актуальной субличности, и лишь во вторую — осознание того жизненного эпизода (внешнего или внутреннего), который в сейчас происходит. В принципе, очень мало толка в осознании потока событий, если оно не сопровождается осознанием того, какое именно «я» человека в этих событиях участвует, что знает любой педагог: мало того, чтобы ребенок слушал — нужно, чтобы он слушал, находясь в специальном состоянии сознания: «правильно воспринимал», «впитывал», «мотал на ус» и т. п. Многие из анекдотов про Вовочку основаны на том, что окружающие (учителя, родители, взрослые) обращаются к нему, имея в виду совсем не ту субличность, которая у Вовочки актуальна:

Марьиванна: Дети, запишите предложение: «В углу скребет мышь».

Вовочка: «А кто такой Вуглускр и почему мышь?

Жизненный успех. Один из очень наивных взглядов на успех в жизни заключается в том, что его добивается любой человек, который сильно этого успеха хочет. Личные наблюдения автора этих строк показывают, что это — прямая ложь: автор видел очень много людей, которые много лет чего-то очень хотели и не получили даже намека на желаемое. Второй, не менее ошибочный взгляд на успех заключается в том, что его добиваются люди, не жалеющие времени и усилий на его достижение. Это, увы, тоже неправда, хотя и не такая злостная ложь, как первое утверждение. Реализация серьезной программы требует от человека не только целенаправленных усилий, но и правильно структурированных усилий, в том числе:

а) выработки субличности, которая способна реализовать поставленную цель, и

б) нейтрализации всех субличностей (в том числе теневых), которые будут препятствовать достижению этой цели.

Следует заметить, что пункт б) нисколько не менее важен, чем а) — они оба являются критическими для сколько-нибудь серьезного проекта, и оба фактически выполняются в случае его успеха, даже если человек не осознает создаваемой им субличности и ее конфликтов с остальными своими субличностями. Если человек не осознает сопротивления некоторых своих субличностей, то в процессе реализации своего проекта он может столкнуться с неожиданными, но очень серьезными проблемами, психологический смысл которых будет заключаться в том, что незаметно для него самого к Главному микрофону будут пробираться субличности, противостоящие его планам — в самый неудачный для этого момент. Например, разговаривая с вышестоящим лицом, от которого существенно зависит судьба проекта, человек может вдруг потерять всякую уверенность в себе, сбиться и начать нести вовсе какую-то ахинею — при том, что его субличность Квалифицированного Менеджера, реализующая проект, компетентна, уверена в себе и хорошо соображает. Что же случилось? А очень просто: пользуясь острым моментом, враждебная его рабочим планам субличность Безответственного Мальчишки, подкравшись к Главному микрофону, незаметно перехватила его из рук Квалифицированного Менеджера.

Почему субличность Безответственного Мальчишки враждебно настроена по отношению к Квалифицированному Менеджеру и его планам, совершенно понятно — последний явно притесняет первую и не дает ей проявляться. Но почему и как ей удается незаметно прокрасться к микрофону и выхватить его из рук такой солидной, устойчивой и уважаемой в психике субличности? Ответ здесь совершенно неочевиден и во многих случаях кроется в распределении важных для человека «служебных» качеств характера по его субличностям. Дело в том, что психика вовсе не безразлична к любым качествам, которые регулярно проявляются в жизни человека: повторяясь, они собираются в (чаще всего теневую) субличность, которая персонифицирует в человеке данное качество, но делает это уникальным, лишь ему свойственным способом и оформляется как полноценный член семьи его субличностей, позволяя себе тем большее количество личных вкусов, пристрастий, симпатий и антипатий, чем весомее она является для психики в целом (независимо от ее осознания человеком). Вот, например, есть такая добродетель, как терпение. Если человек в какой-то мере наделен им от рождения, то он довольно быстро обнаруживает, что используя это качество, он может добиваться существенных для него результатов, и регулярно это качество проявляет (чаще всего в корыстных целях). При этом, осознает он это или нет, у него появляется субличность, которую можно назвать Терпеливое «я», и которая становится его верным помощником — но не только. Оказывается что у этой субличности имеются свои предпочтения, а порой и спонтанные капризы, и она охотно помогает человеку в некоторых ситуациях, беспрекословно в них активизируясь (причем становясь не к Главному микрофону, а ко вспомогательным). Зато в других ситуациях она почему-то сопротивляется и включается не всегда, а в некоторых и вовсе наотрез отказывается активизироваться, так что кажется, что пропала куда-то вовсе. Причем разгадать характер этих ее пристрастий нелегко, так как обычно они связаны не с конкретными ситуациями, а с активными субличностями, становящимися к Главному микрофону — оказывается, что с некоторыми из них Терпеливое «я» дружит, с некоторыми строит деловые отношения по типу «Я— тебе, ты— мне», а некоторых не переносит вовсе, и почему так получается, объяснить часто невозможно — так оно исторически сложилось, и изменить эту ситуацию очень сложно. Например, человек может проявлять почти бесконечное терпение, разгадывая кроссворд или объясняя своему начальнику, почему он (подчиненный) не в состоянии справиться с возложенным на него заданием, но ему трудно терпеть звук капающей из крана воды или лезть в гору, даже небольшую, но длинную, и уж совсем невозможно выслушивать в общем-то безобидные жалобы стареющей матери на бездарную политику правительства, совершенно не жалеющего считаться с нуждами беспомощных пенсионеров. Совершенно понятно, что берясь за серьезный проект, человек должен его согласовать со своим Терпеливым «я», поскольку без его серьезной поддержки он безусловно провалится. Однако факт неприятия Терпеливым «я» данного проекта может проявиться совсем не сразу, и связано это с тем, что, как уже было сказано, субличности реагируют скорее не на ситуации, а на активизацию в них других субличностей (дружественных или враждебных), а пока проект не вошел в серьезную стадию, как правило, субличность, ему соответствующая, толком не оформляется и соответственно определиться с отношением к ней уже имеющиеся и устойчиво оформленные в психике субличности не торопятся. Кроме того, если человек, обнаружив сопротивление своего Терпеливого «я» своему проекту уже на середине пути его воплощения, воскликнет: «Что же ты мне сразу не сказало, что тебе этот проект не нравится?!» — то он может получить резонный ответ: «А ты спрашивал?» Ибо опыт показывает, что человек в своем сознании чаще всего имеет очень «розовую» картину своей психики и своих субличностей, особенно служебных, то есть не стремящихся к Главному микрофону и довольствующихся вспомогательными. А именно, он наивно полагает, что все они только и ждут, как бы появиться по первому его требованию и дружно взяться за предложенную им работу. Однако обычно не происходит ни первого, ни второго, и процесс взаимодействия субличностей идет, как будто человек тащит колоду через пень. Однако чем ярче человек, чем более интенсивные и нестандартные программы он ведет, чем к более сложным и напряженным ситуациям и обстоятельствам умеет приспосабливаться, тем уникальнее и капризнее его субличности, тем больше они склонны к самостоятельности и непредсказуемым реакциям. Оказывается, что служебные субличности тоже имеют свое мнение, когда и как им следует активизироваться и что при этом делать.

Упражнение 1. Рассмотрите применительно к себе перечисленные ниже качества характера и пять качеств по своему выбору. Определите, для каждого из них, в какой мере оно вам присуще: (а) не свойственно, (б) соответствует теневой субличности, (в) случайной субличности, (г) вспомогательной субличности, (д) основной субличности. Если субличность, соответствующая данному качеству обнаружилась, определите, является ли она управляющей или служебной, а также с какими другими вашими субличностями она дружит, с какими имеет неоднозначные отношения, а с какими откровенно враждует.

Качества: бесхребетность мягкость, уступчивость, твердость, жесткость, самодостаточность, зависимость, беспокойство, равновесие, целеустремленность, аморфность, себялюбие, альтруизм, уравновешенность, беззаветность, спонтанность, преданность, коварство, эмоциональность, рациональность, практичность, романтичность, «розовые очки», трезвость, пристрастность, объективность, ясность, смутность, духовность, материальность.

Отношения между субличностями. Между разными субличностями человека складываются очень разные отношения, причем они тем более причудливы и непредсказуемы для человека, чем менее эти субличности им осознаны. Идея, что человек должен быть последовательным в своих поступках и убеждениях, не выдерживает теоретической критики (и не подтверждается на практике), и одна из главных причин этого — разнообразие его субличностей и принципиальное своеобразие каждой из них, в том числе своеобразие ее вкусов, пристрастий, симпатий и антипатий — в том числе и по отношению к другим субличностям. Ниже описаны несколько характерных типов этих отношений, но предлагаемый автором список не претендует на полноту, и читатель с большой пользой для себя его продолжит.

1. Полный контроль. Данная субличность (А) признает активность другой субличности (Б) только в подчиненной себе роли, то есть допускает ее активность лишь у дополнительного микрофона, и то при условии, что у Главного микрофона находится А. Иными словами, А считает, что Б ни при каких условиях не может быть управляющей субличностью, а служебной может быть лишь при условии, что управляющей ею является А.

2. Необходимый слуга. Субличность А соглашается выйти к Главному микрофону лишь при условии, что за одним из вспомогательных находится Б.

3. Доминирование. Субличность А согласна быть активной одновременно с Б, но при том условии, что А стоит у Главного микрофона, а Б — у вспомогательного.

4. Исключение слуги. Субличность А согласна стоять у главного микрофона при условии, что Б не активна (то есть ее нет ни у одного из микрофонов).

5. Исключение хозяина. Субличность А согласна стоять у дополнительного микрофона, но при условии, что у Главного микрофона нет Б.

6. Полное активное исключение. Субличность А согласна стоять у (Главного или дополнительного) микрофона лишь при условии, что Б не активна.

7. Полное принципиальное исключение. Субличность А считает, что субличность Б не имеет права на существование в психике и всегда пытается ей мешать, когда Б выходит к микрофону.

8. Условное принятие. Субличность А согласна быть активной вместе с Б при условии, что у Главного или дополнительного микрофона находится субличность В.

9. Договорный контракт. Субличность А согласна иногда выступать вместе с Б, но при условии, что их совместное выступление будет заранее точно обговорено и согласовано.

10. Необходимый хозяин. Субличность А согласна выступать в служебной роли, но лишь при условии, что у Главного микрофона находится Б.

Упражнение 2. По нижеприведенным высказываниям определите тип отношения между двумя субличностями человека. Назовите (предположительно) имена этих субличностей.

1. Я, когда в здравом рассудке, слабости в себе не принимаю никак.

2. Я, в принципе, могу быть добрым — но если меня беспрекословно слушаются!

3. Я умею работать добросовестно — если есть четкое задание.

4. Я могу позволить себе лениться — но только на отдыхе.

5. Я ценю в жизни красоту, и могу по-настоящему расслабиться только если она меня окружает со всех сторон.

Упражнение 3. Подумайте, в каких отношениях находятся ваши основные управляющие и служебные субличности. Сформулируйте эти отношения в виде, аналогичном утверждениям предыдущего упражнения.

Узурпирование. Очень распространенный тип ложной дружбы между управляющей и служебной субличностями это узурпирование, когда субличность А считает субличность Б своей персональной собственностью и разрешает ей подходить только к дополнительному (вариант: Главному) микрофону, да и то лишь при условии, что в этот момент сама А находится у Главного (дополнительного) микрофона. Если при этом А — основная субличность человека, то она пытается (порой довольно успешно) наложить вето на использование Б в любых ситуациях, когда сама А неактуальна, а если это вето каким-то образом нарушается и Б подходит к дополнительному микрофону в момент, когда у Главного микрофона стоит субличность В, то А пытается (иногда очень грубо) оттеснить В от Главного микрофона. Если Б — субличность универсального типа, например, соответствующая высокому или высшему архетипу, то такое положение в психике ставит человека в большую зависимость от А, и та обычно злоупотребляет таким своим положением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: