Инструменты работы над соборным «я»

Осознание своей психики как личной. Вероятно, первым шагом, показывающим серьезность намерений человека выстроить единую соборную личность является признание им права (или обязанности?) личной собственности на свою психику. Это может показаться странным, но большинство людей совсем не воспринимают свою психику, в особенности свои воспоминания и образы других людей, как свою собственность и проявление своего соборного «я», и кажется, что они живут в своей психике как в чужом доме. «Это было со мной — и куда ж я теперь от этого денусь?» — таков типичный отзыв человека, например, о неприятном эпизоде или периоде своей жизни. Особенно ярко как «чужие» представлены в сознании образы других людей, которые по видимости ведут себя по своему усмотрению, никак не считаясь с волей и намерениями человека. «Мама мне в детстве всегда говорила, что я некрасивая, и вот теперь я когда начинаю только встречаться с мужчиной, всегда слышу в голове ее голос: «Дурнушка!» — и сразу теряюсь и начинаю грубить, и конечно никто около меня не задерживается». Нисколько не менее неприятными являются тяжелые воспоминания, не связанные с конкретными людьми, но имеющие обыкновение появляться в сознании и отравлять настроение в самый неподходящий момент времени. Например, в ситуации празднования успешного окончания трудного и рискованного проекта у человека (вместо того, чтобы радоваться вместе с другими участниками) откуда ни возьмись начинается меланхолия, приплывают воспоминания о преждевременно ушедшей из жизни его первой любви, которой не довелось вкусить радости проявленного бытия. Многие люди в ответ на вопрос о своем или чужом неадекватном поведении отвечают в таком духе: «У меня (него) было тяжелое детство», — считая это неприятное обстоятельство реальной причиной для неадекватности поведения вполне уже взрослого человека. Однако можно призадуматься на такую тему: ведь не во всех ситуациях к человеку приплывают тяжелые воспоминанию или меланхолические настроению, что-то или кто-то вызывает их из памяти? И образ деспотичной или негативной матери тоже не всегда активен в сознании ее дочери: в некоторые моменты он уплывает глубоко в подсознание и сидит там тихо, как мышь, не рискуя высунуть даже носа. Кто ответственен за эти эффекты? Для человека, стоящего единую психику, в этом нет сомнений: исключительно он сам. Характер воспоминаний и их «власть» над человеком абсолютны лишь до тех пор, пока он считает их чужеродными объектами в своей психике, а как только начинает ощущать их как свою личную собственность, то организует у себя Склад Воспоминаний с удобными камерами надежными стенами и воротами, и обзаводится субличностью Завсклада Воспоминаний. Этой субличности вменяет в обязанность содержать воспоминания в нужном виде и выпускать лишь только те, которые попросит актуальная субличность, и в причесанном виде. Конечно, организовать такой склад, загрузить туда все свои воспоминания и подчинить их воле Завсклада не так легко, но это — вполне реальная и конструктивная задача, которая вполне по силам человеку, выстроившему и поддерживающему зоопарк интроектных субличностей. Важно понимать, что воспоминания (даже самые неприятные) сами по себе могут быть уже давно весьма слабыми и бледными, но каждый раз резко усиливаться энергией теневых субличностей, которые их активизируют, наполняют энергией и выталкивают к микрофону впереди себя.

Аналогично, образы других людей в психике — это в первую очередь собственность самого человека, и эти образы дики и неуправляемы лишь до той поры, пока человек не начинает ощущать их как свою собственность и не приступает к их окультуриванию и введению в семью своих собственных субличностей. На высоком уровне самосознания к нему приходит очень ясное ощущение, что образы чужих субличностей являются его личной собственностью и фактически (наравне с собственными субличностями) проявлением его внутреннего «я». Тогда он обретает над чужими субличностями большую (хотя никогда не абсолютную) власть и начинает их дрессировать наравне с собственными субличностями. Например, образ своей сильной деспотичной матери, ярко сохранившийся в памяти дочери, даже когда она уже давно выросла и ее мать умерла, становится фактически собственной субличностью дочери, прикрывающейся маской матери. А вот насколько взрослой дочери нужна такая субличность, насколько органично она вставлена в семью ее субличностей — это уже вопрос, который можно решать.

Таким образом, для человека, занятого интеграцией своей личности, нет «чужих» и неуправляемых или не некорректируемых фрагментов психики — все они становятся проявлениями его субличностей и, тем самым, соборного «я».

Ложная и истинная универсальность. У каждой ролевой субличности есть своя естественная область применимости, и чем более универсальной становится такая субличность, тем больше у нее соблазн пользоваться широко применимыми, но примитивными инструментами, что естественно, ведет к снижению качества ее работы. Такие примеры уже рассматривались в этой книге — например, универсальная Коза Отпущения, субличность, которую можно обвинить в любом грехе любой субличности, и Коза охотно примет этот грех на себя. Однако по-настоящему универсальными могут быть лишь субличности, соответствующие высоким и высшим архетипам, и к их отработке внутри себя человек, стремящийся в интеграции личности, так или иначе будет вынужден обратиться. Именно в этом смысл создания личной философии, реальной для человека, то есть той философии, на которую он опирается в реальных жизненных ситуациях, как внешних, так и внутренних. Личная философия есть в большой мере попытка осознания высших принципов (сил), ведущих человека по жизни, а интеграция психики подразумевает придание этим силам личного звучания, то есть оформления субличностей, соответствующих этим силам — такова, например субличность Верующего, или Служителя Красоты, или Вечного Странника. При этом важно понимать, что универсальным субличностям свойственна очень большая адаптивность и потому (в рамках соборного «я», а не самих по себе!) слишком большая гибкость, так что им не следует становиться к Главному микрофону, но всегда следует довольствоваться дополнительными. Иными словами, универсальные субличности всегда актуально кому-то служат, а управляющая субличность имеет более «плотный» характер, в частности, должна иметь определенную цель.

Балансировкой целей различных управляющих субличностей должно заниматься их Общее Собрание, на котором все субличности могут высказаться, а решение принимаются не голосованием, а принятием взаимоприемлемого решения. Это, однако, становится возможным далеко не сразу, а лишь в результате большой работы человека над собой, а до того внутренние конфликты неизбежны, и человеку трудно даже представить себе, что его компания субличностей, по виду больше всего напоминающая шайку разбойников, может вести себя наподобие английского парламента.

Тем не менее, общей линией развития соборного «я» может быть лишь экологическая, подразумевающая использование всех психических сил и особенностей человека, перевоспитание, но не усекновение неугодных голов. Субличность может быть неугодной человеку (точнее, некоторым самым настырным его субличностям), но раз она существует в психике, значит, нужно с ней работать, а не отрицать ее в принципе. Глобальный взгляд на психику дает возможность определить ее «черные дыры» — области, не управляемые никем, и, наоборот, области, получающие чересчур много внимания человека, и правильным перераспределением обязанностей можно иногда не только исправить характер трудно управляемых субличностей, но и положение психики в целом. Недогруженность одних и перегруженность других субличностей — очень частая причина дисбалансов психики в целом.

Работа с отдельной субличностью. Очень важно уметь рассмотреть данную субличность, особенно проблемную, в контексте ее отношений с другими субличностями. Какие услуги она оказывает другим субличностям, какими уникальными качествами и умениями она обладает, насколько глубоко она интегрирована в психику? Следует помнить, что наши проблемы тесно связаны с самоидентификацией, и выгнать проблемную субличность для человека часто означает потерять часть своей уникальности и права на бытие в мире. Ни одно качество, свойственное данной субличности, не является полностью «негодным» — оно может быть ценным для психики как само по себе, или же при условии его очищения или дополнения другими качествами.

Создание новых субличностей. Важное направление работы над соборным «я» — создание новых субличностей, как частных, так и универсальных. Частные субличности соответствуют определенным внешним ситуациям и чаще всего у них есть определенные образы (например, Встревоженный Хозяин) — чем-то похожие на образы, которые создают актеры, работающие над ролью. Такие субличности могут быть очень недолговечными, но тем не менее сослужить хорошую службу, и даже быть использованы когда-нибудь спустя значительное время. Способность легко создать нужный по ситуации образ, имитирующий субличность, — важное умение, опираясь на которое можно создавать новые субличности, сначала как бы эфемерные, а затем постепенно адаптирующиеся к психике и получающие в ней определенное место и «вес».

Не менее важным является умение создавать субличности, соответствующие важным для человека качествам или умениям, которые могут использоваться разными субличностями. Такие субличности обычно являются служебными, но могут быть развиты до универсальных. Им в психике свойственна очень важная системообразующая функция: наличие универсальных служебных субличностей помогает во-первых, почувствовать психику как единое целое, а во-вторых, они становятся для нее в целом чем-то вроде общего языка, и опираясь на универсальные служебные субличности, управляющие могут легче договориться между собой. В частности, весьма перспективным для развития интегрированной личности направлением является отработка качеств характера, соответствующих высшим архетипам, и их оформление этих качеств в виде особых субличностей: Янской, Иньской, Творительной, Осуществительной, Растворительной и т. д. Читателям, заинтересованным в развитии этой темы, автор рекомендует упражнения из книг «Искусство общения» и серии «Коммуникатика».

Работа с коллективами. Работа с соборным «я» — это сначала работа с отдельными субличностями, затем работа с парами субличностей (в первую очередь конфликтными), а затем работа с отдельными коллективами, вначале небольшими — например, из трех-четырех субличностей, так как больше одновременно отслеживать сложно. Эта работа может проводиться на материале непосредственно жизни человека, а может и в модельных, игровых условиях. Особенно важен этот метод при создании и проверке новых субличностей, которые еще не уверены в себе и для проверки своих сил и возможностей им лучше всего предоставить специальный и относительно безопасный полигон. Для этого человек может организовать себе (например, на отдыхе или в специальной учебной группе) ситуацию, где ряд его субличностей должны достичь определенной цели, которая потребует их проявления и взаимного согласования. Наблюдение за ними в такой «игровой» ситуации дает обычно много информации о текущем положении дел в психике и актуальных направлениях работы над ней.

Осознание высшего «я». И, конечно, по-настоящему единой психикой и интегрированным самосознанием может обладать лишь человек, постоянно чувствующий в своей жизни ведущую роль своего высшего «я», в конечном счете создающего и направляющего развитие всех его субличностей и соборное «я» в целом. О том, как переживается и осознается влияние этого интимнейшего человеческого начала, читатель может прочитать в книге «Эволюция личности».

Упражнение 3. Обдумайте описанные в этой главе и многочисленные разбросанные по предыдущим главам методы работы с соборным «я». Можете даже попробовать применить их на практике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: