Психологические «я» и их маркеры 8 страница

4. — Мой кумир — Ананий, из группы «Окурок». Я точно так же стараюсь левую ногу выставлять, и на девчонок смотреть, и прочь уходить — как будто навсегда.

5. — Так меня жизнь поставила — словно великана Атласа, что держит небесный свод — вот всегда, когда жизнь совсем невмоготу, о нем вспоминаю — и на душе легче становится.

г) Другие собственные субличности — слуги и помощники. Сила данной субличности в большой мере определяется коллективом субличностей, ей помогающих и, так сказать, на нее работающих. Субличность, стоявшая у Главного микрофона до того, как к нему выходит данная; субличности, поддерживающие ее у дополнительных микрофонов; и субличность, выходящая к Главному микрофону после данной — все они могут существенно ее усиливать и нередко без их помощи она представляет собой довольно жалкое зрелище.

Упражнение 29. Определите, какие субличности помогают актуальной субличности, предъявляющей себя в следующих фразах.

1. — Я очень мужчинам нравлюсь, но только если хорошо накрашусь и все больше молчу и поддакиваю, а если не дай Бог рот свой всерьез раскрою — тут они все стремглав улетучиваются.

2. — Мне стоит только свое резюме со списком фирм, которые я из нуля вытащил, любому серьезному менеджеру показать — он мне тут же самую высокую позицию предложит занять, особенно если я строгий синий костюм надену и галстук ему в тон, с бриллиантовой булавкой.

3. — Я для чего, по-вашему, усы себе отрастил и ежевечерне завиваю, и взгляд соколиный перед зеркалом полгода оттачивал? Чтобы любой, даже самой гордой барышне за пять минут голову вскружить — и кружу, заметьте!

4. — Я — человек скромный, в далекое будущее не стремлюсь, мне и здесь в моей избушке бревенчатой неплохо, особенно когда трубочку на завалинке запалю и сижу себе, попыхиваю, на разных неуемных граждан посматриваю.

5. — Я все, что надо, сделаю, если меня не торопить — тогда и усидчивости хватает, и находчивости, и тщательности.

Существенные для данной субличности качества обычно могут быть осознаны человеком как субличности (служебные), если эти качества могут акцентироваться и у других управляющих субличностей. Если же существенное для данной субличности качество обнаруживается исключительно у нее, то есть она это качество узурпировала, то человеку надо всерьез озаботиться его «отклеиванием» от субличности-узурпатора и превращением в самостоятельную субличность.

Упражнение 30. Подумайте о своих субличностях — на какие другие ваши субличности они опираются, и в каких ролях последние при этом выступают? Все ли базисные для ваших основных субличностей качества вы осмыслили как самостоятельные субличности, или у вас имеются ценные, но узурпированные той или иной субличностью качества? Если да, то устраивает ли вас эта ситуация?

д) Авторизация. И, наконец последний в нашем списке, но не по своему значению, источник силы субличности — это энергия авторизации ею различных жизненных ситуаций человека.

На первый, поверхностный, взгляд субличность получает силу от своих прямых проявлений в различных ситуациях — но реально, реализуясь в них, субличность, наоборот, расходует свой потенциал, ослабевает, теряя свою силу — но зато исполняет свое предназначение в психике и судьбе человека. Впечатление, что от своей реализации в той или иной ситуации субличность набирает силу, связано с тем, что, наоборот, ситуация, окрашиваясь данной субличностью и получая от нее энергию, становится более энергетичной сама — но это вовсе не означает, что субличность от этого усиливается.

Реально субличность усиливается от акта авторизации ею ситуации, когда она (субличность) «собирает» тонкую энергию ситуации и говорит остальным субличностям: «Это — мое!». Чем больше ситуаций, положений, процессов авторизует данная субличность, тем (по идее) она становится сильнее — если, конечно, оказывается в силах «переварить» полученную энергию, а это может быть непросто, если авторизация некорректна, то есть реально авторство ситуации принадлежит другой субличности. В случае некорректной авторизации происходит обычно большая потеря энергии, и в интерпретациях слышны фальшь и откровенные натяжки (хотя, привыкнув к ним, человек может их и не замечать). В принципе, чем меньше человек склонен разбираться с самим собой и осознавать свои субличности, тем «грязнее» происходит у него процесс авторизации: б о льшую часть его жизненных ситуаций делят между собой одна-две наиболее хищные теневые паразитические субличности. Когда человек их осознает и видит воочию их некорректную (он скажет: наглую) авторизацию, он нередко впадает в шок; но пути выправления своей психики ему в этот момент уже ясны.

Следует иметь в виду, что разные виды энергии, получаемые субличностью, плохо заменяют друг друга, а энергия авторизации — из них самая плотная и самая ощутимая: против жизненного опыта возражать трудно (хотя иногда необходимо!). Особенно возрастает роль авторизации у субличностей «в возрасте», которым исполнилось уже пять, десять и более лет: здесь на энергии архетипа уже «не выедешь», и остальные субличности и соборное «я» ждут от такой субличности реальных результатов ее деятельности, то есть авторизованных ею успешных (положительных) ситуаций и процессов, которые смогут лечь в основу психической деятельности и глобальной картины мира человека.

Для невротических субличностей характерна некорректная авторизация, когда лакомый кусочек — например, итог сложного и успешно завершенного сюжета — буквально выхватывается ею изо рта другой субличности, фактически организовавшей и проведшей этот сюжет и существенно похудевшей за это время. В принципе, у культурного и внутренне осознанного человека есть золотое правило: какая его субличность заваривает кашу (инициирует процесс), та ее и расхлебывает (и авторизует результаты); однако быть здесь последовательным и объективным в оценках очень трудно.

Упражнение 31. Попытайтесь оценить корректность авторизации, производимой в следующих высказываниях. Ситуацию при необходимости уточните самостоятельно.

1. — Ну, турнули меня из института — все правильно, ленив и самонадеян.

2. — Я умных, талантливых и здоровых детей вырастила — вот что значит дневной сон на свежем воздухе и ежедневная утренняя зарядка!

3. — При всех властях стоял дом, а при Советской — сгорел. (И. Ильф, Е. Петров)

4. — Я всю жизнь при деньгах — а потому что заветы своих предков чту неукоснительно!

5. — Уважают меня люди, это есть, а все потому, что говорю всегда со смыслом, не болтаю абы что.

6. — Я ничего не боюсь, потому что знаю: Бог у меня есть, и всегда защитит, если что не так.

Упражнение 32. Последите за своими авторизациями и используемой в них логикой. Заметив отдельные нарушения, попытайтесь понять, какой сюжет на языке субличностей за ними стоит.


Глава 6
СУБЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ

Прямое и косвенное самопредъявление. Общаясь друг с другом, люди предъявляют своим партнерам (за редкими исключениями) не свое высшее «я» и не свое соборное «я», а одну из субличностей, причем нередко при этом к Главному микрофону вылезает совсем не та субличность, которую человек имел в виду актуализировать. С другой стороны, обращаясь к партнеру, человек опять-таки редко апеллирует к высшему «я» или соборному «я» своего партнера, но чаще всего обращается к определенной его субличности — но вовсе не факт, что именно она окажется у Главного микрофона партнера.

Таким образом, для взаимопонимания партнеров в диалоге им необходимо, как минимум, согласовать субличности, ведущие диалог (то есть актуальные), а смену актуальной субличности осуществлять лишь при осознании этого факта партнером и его на то согласии.

Субличностные маркеры. Выход новой субличности к Главному микрофону, то есть ее актуализация, обычно в диалоге сопровождается ее самопредъявлением: словесным или стилистическим (обычно оно стереотипно, то есть примерно одинаково во всех ситуациях самопредъявления). Но, помимо формального самопредъявления, у каждой субличности есть определенные знаки (манеры поведения, излюбленные позы, жесты, интонации, словечки и т. п.), по которым можно догадаться, что она актуализировалась; эти знаки мы будем называть маркерами данной субличности (или, короче, субличностными маркерами). Таким образом, маркер субличности есть признак, по которому мы можем предположить, что она в данный момент актуализирована. Если наблюдается несколько маркеров, относящихся к данной субличности, то можно быть практически уверенным в том, что она стоит у Главного микрофона, даже если она себя официально не предъявляла.

Субличностные синастрические маркеры. С другой стороны, обращаясь к определенной субличности партнера, человек нередко как-то ее обозначает: или прямо, или косвенно, с помощью специальных знаков, которые мы назовем синастрическими маркерами субличности, или субличностными синастрическими маркерами.

В дальнейшем автора одиночной реплики (обращения) мы будем называть протагонистом, а субличность партнера, к которой он обращается — синастрической субличностью. Таким образом, субличностные маркеры указывают на актуальную субличность протагониста, а синастрические субличностные маркеры — на субличность партнера, к которой обращается протагонист.

Примеры прямого самопредъявления субличности:

— А сейчас я скажу, что я думаю на эту тему как градоначальник.

— Я как житель города просто обязан завтра проголосовать за нашего любимого мэра!

— А ну-ка, Денис, покажи своему отцу свой дневник!

Примеры прямого обозначения синастрической субличности партнера:

— Я хочу, чтобы в тебе заговорила совесть и услышала меня!

— Ты же у меня молодец — так потерпи немножко, доченька!

— Если уж легла под веник, так знай себе, бока подставляй, Аксинья!

Примеры косвенного обозначения актуальной субличности протагониста (маркеры найдите самостоятельно в пометках в скобках):

— (подчиненному) (сидя в начальственном кресле; слегка опустив глаза; утомленным голосом) Слушаю вас.

— (входя в дом; обращаясь к детям; игриво) А кто хорошо себя вел — тому апельсинчик!

— (угрюмо; как бы сам себе) А что я никому в этом мире не нужен — так я это с детства усвоил.

— (строго; отчужденно) Предлагаю все же восстановить справедливость.

Примеры косвенного обозначения синастрической субличности партнера (найдите синастрические субличностные маркеры):

— (входя с цветами; сияя улыбкой восторга) О, как я счастлив видеть мою ненаглядную!

— Я жду, терпеливо жду объективного разбирательства и справедливого решения от вас, Никанор Евсеич!

— (с намеком) Как хорошо знать, что среди моих друзей есть просто кладезь доброты и всепрощения!

— Если ты решительно предпочитаешь уму и благородству противоположные качества — что ж, у меня нет другого выхода! (вынимает шпагу и со зловещим видом решительно приставляет ее конец к груди партнера).

Упражнение 1. В следующих обращениях человека к партнеру найдите (там, где они есть) прямые и косвенные самопредъявления субличности протагониста и прямые и косвенные обозначения синастрической субличности партнера.

— Молчи, сын!

— (тихо, с любовью гладит партнершу по голове)

— (презрительно) Молоко на губах не обсохло, а уже в герои-любовники метишь!

— Я как врач тебе, Настасья, прямо скажу: обожди еще пару лет, а потом уж рожай себе на здоровье.

— Что же вы, господин полковник, посевы мои своими рысаками потоптали, а?

— (жалобно) И как же так со мной можно, а?

— (учитель, показывая указкой на доску) А теперь, деточки, кто хочет выйти к доске и помочь мне в поисках корня этого уравнения, а шалунишки?

— (в походе, помешивая котелок над костром) Каша готова, дорогие туристы!

Субличная комплементарность. Ответ партнера, учитывающий (прямо или косвенно) обозначенные субличность протагониста и синастрическую субличность партнера, называется сублично-комплементарным. Таким образом, если протагонист (прямо или косвенно) обозначил свою актуальную субличность как А, и при этом дал партнеру понять, что адресует свое сообщение его субличности Б, то комплементарным будет следующее ответное поведение партнера: он должен авторизовать (воспринять) обращение протагониста своей субличностью Б, выпустив ее к своему Главному микрофону, и она же должна ответить протагонисту, адресовав свое сообщение его субличности А.

Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, то есть партнер не выпустит к Главному микрофону субличность Б или адресует свой ответ любой субличности протагониста, кроме А, то его ответ будет сублично-некомплементарным.

Сублично-некомплементарный ответ портит коммуникацию — тем сильнее, чем сильнее протагонист акцентирует свою и синастрическую субличности; довольно часто некомплементарный ответ вообще делает коммуникацию невозможной, опускает ее на уровень перебранки. Впрочем, и комплементарный ответ партнера может испортить настроение протагонисту.

Примеры обращений и сублично-комплементарных ответов на них:

— (покровительственно) Слушай меня, племяш!

— (почтительно) Да, дядя.

— Исполните мое распоряжение, Дармидонт — и я буду вам благодарен.

— Это мой прямой долг, Мардарий Нифонтович!

— Ешь, сыночек!

— (капризно) Не бу-у-ду!

Примеры обращений и сублично-некомплементарных ответов на них:

— (важно) Я это вам, Пелагея, авторитетно заявляю.

— (нежно поглаживая протагониста по лысине) Ах вы мой пупсик!

— Учительница (на уроке): Дети, где находится Африка?

— Вовочка: Марьиванна, взрослому человеку не тактично указывать на его невежество.

(в интимной ситуации)

— Ах, милый...

— (серьезно) Что теперь не так, Прасковья Леонидовна?

Упражнение 2. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору:

а) сублично-комплементарно и б) сублично-некомплементарно. Определите актуальную субличность протагониста и синастрическую субличность партнера. Ситуацию в случае необходимости уточните самостоятельно.

1. — Ты мне поможешь, друг Порфирий, скуку развеять?

2. — Прости, соседушко.

3. — Ответьте мне как высокий духовный авторитет, умоляю, ваше преосвященство!

4. — (секретарша директора — сотруднику) Фрол Потапыч, на ковер!

5. — (распоясавшейся кукле) Уймись, бессовестная и безжалостная красотка!

Упражнение 3. Определите, какие субличностные маркеры свойственны вашим основным субличностям. Ответьте на тот же вопрос по отношению к вашим ближайшим коммуникативным партнерам. Какие синастрические субличностные маркеры они используют, разговаривая с вами? Какие ваши субличности чаще всего приглашают к Главному микрофону?

Актуальное самопредъявление. Обращаясь к партнеру, человек не всегда прямо обозначает свое «я» и имя актуальной субличности — иногда он даже пытается свое «я» скрыть, так что актуальная субличность выходит к Главному микрофону как бы в замаскированном виде, например, накинув на голову большой капюшон; а в некоторых случаях и вовсе создается впечатление, что у Главного микрофона стоит невидимка, или не субличность данного человека, а кто-то еще. Однако это все же именно впечатление, ловкая маскировка, за которой всегда можно обнаружить ту или иную вполне реальную собственную субличность человека.

Мы будем различать четыре модальности (вида) актуального самопредъявления человека, различающихся по силе выражения его «я», а именно, самопредъявление бывает подчеркнутым (Главный микрофон включен на полную мощность), явным (Главный микрофон включен так, что звук хорошо слышен в задних рядах), фоновым (Главный микрофон работает слабо) и теневым (Главный микрофон выключен).

Подчеркнутое самопредъявление свойственно обращениям человека, где он акцентирует, подчеркивает свою личность — чаще всего слово «я», а иногда свое имя или тело — интонацией, жестом, эффектной паузой и т. п.:

— И кто вы думаете это был? (пауза) (громко; торжествуя) конечно, я!

— А я (показывает на себя пальцем) возражаю, причем категорически!

— И расхлебывать ваши грехи будет, разумеется (делает большие глаза и надувает щеки) Степан Гермогенович! (это имя протагониста).

— Кто, кто? Вот! (напружинивает грудь и гордо поднимает голову вверх)

Явное самопредъявление свойственно тем обращениям человека, в которых он прямо обозначает себя как автора, но при этом не делает специального акцента на своем «я», так что личность протагониста не становится основным содержанием (акцентом) его сообщения, например:

— Я прошу тебя причесаться, Манефа.

— Я поразмыслил над вашим положением, Евгений, и пришел к выводу, что оно безнадежно.

— И я сказал себе: Ромуальд, пора делать ноги.

— Я очень прошу тебя, Оскар: впредь не ковыряй в носу на людях.

Фоновое самопредъявление характерно для обращений, в которых человек косвенно дает понять, что он является их автором, или считает, что это ясно по ситуации, но прямых указаний на авторство данной реплики, в частности, отчетливого произнесения местоимения «я» избегает.

Для фонового самопредъявления характерно использование притяжательных личных местоимений («мне», «мое») и «склеивание» местоимения «я» с глаголом, так что оно как бы им маскируется, произносясь слитно, на одном дыхании и слабее по громкости. Это «склеивание» в речи мы передаем на письме соединением слов с помощью знака дефиса. Примеры фонового самопредъявления:

— Мне будет приятно, если ты повернешь свое лицо и посмотришь на своего собеседника, Марфа.

— Ну, я-пошел.

— (учитель, стоя у доски) А теперь, дети, откройте свои тетради и запишите в них сегодняшнюю дату.

— (гневно) Ты помнишь, с кем вообще разговариваешь, сын?!

Фоновое самопредъявление характерно для реплик, следующих за подчеркнутым или прямым самопредъявлением, когда по ситуации понятно, кт о стоит у Главного микрофона.

Теневое самопредъявление свойственно репликам человека, относительно которых неясно, кто именно является их автором, хотя вроде бы протагонист их сам произносит, но делает это как бы не от своего лица.

Для теневого самопредъявления характерны безличные обороты, «глотание» местоимения «я» и притяжательных личных местоимений, прямые и косвенные цитаты (то есть с указанием или без указаний источника), использование пословиц, поговорок и т. п., например:

— Вообще, воспитанные люди так себя не ведут, Авдотья.

— Что ж... как говорится, была бы честь предложена.

— Как сказано у Гоголя, редкая птица долетит до середины Днепра.

— Есть в верхах мнение, что тебе, Евлампий Пафнутич, пора на заслуженный отдых.

Упражнение 4. Определите тип самопредъявления, использованный в следующих репликах и в пяти репликах по своему выбору. Ситуацию в случае необходимости уточните самостоятельно.

1. — (называя себя по имени) Ну теперь всё — гуляй, Силантий Фомич!

2. — Я (показывая на себя рукой), Онисим Христофорович, никогда против своего царя-батюшки не пойду!

3. — Говорят, лето прохладное будет.

4. — (в бане, под паром) — (с чувством) Хорошо-то как, Господи!

5. — Я тебя что-то плохо понимаю, Довлат — а сам-то ты себя понимаешь, а?

6. — На нашей фирме есть известные правила поведения, нарушать которые не рекомендуется, Полина.

7. — Русскому народу это чуждо.

Упражнение 5. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору, используя все четыре способа самопредъявления: подчеркнутое, явное, фоновое и теневое.

1. — Подвинься, Дементий.

2. — Мардарий, у тебя правый ус не туда загнулся.

3. — (просительно) Феклуша, еще супчику, а?

4. — Что же, Терентий, вы отрицаете Бога, сотворившего Вселенную и нас вами, да?

5. — (как бы сам себе, грустно) Совсем замерз, прямо окоченел и никому нет дела...

6. — В нашей семье так не принято.

Упражнение 6. Последите за своими субличностями — какие способы самопредъявления они используют, а каких избегают. Ответьте на те же вопросы по отношению к вашим знакомым, сотрудникам, родственникам.

Уровень уверенности данной субличности в себе непосредственно отражается в ее способе самопредъявления, причем зависимость, как правило, обратная: чем меньше субличность в себе уверена, тем больше она подчеркивает свое «я», выходя к Главному микрофону, что совершенно понятно: чем тише ее собственный голос, тем большее усиление требуется от микрофона.

Не следует думать, что скромность правит бал в человеческих отношениях: порой это качество похвально и уместно, но в большинстве случаев партнеры ждут от человека отчетливого проявления его личности: как активного (самопроявление), так и пассивного (авторизация). Вопрос о том, какая именно субличность партнера внимает речам протагониста, имеет первостепенную важность для большинства людей. Поэтому, выслушивая партнера, очень важно обратить внимание на то, к какой вашей субличности он обращается, и отвечая, предъявить ее достаточно явно. Теневые и фоновые самопредъявления в ситуациях, когда партнер ждет от протагониста подчеркнутого проявления «я» или явного — большая коммуникативная ошибка, нередко ведущая к обрыву не только данной коммуникативной ситуации, но и отношений в целом.

Например, выражая просьбу, благодарность, симпатию и даже антипатию, важно достаточно ярко обозначить свою субличность — а иначе протагонист выступает как бы не от своего имени, что подсознательно может быть воспринято партнером как большая обида. Ниже приведены по четыре варианта обращения с различными способами самопредъявления — обратите внимание, насколько по-разному они прозвучат для партнера.

— Я (с нажимом), я тебя прошу Ефросинья. (подч)

— Я тебя прошу, Ефросинья. (явн)

— Мне-очень- нужно, пойми это, Ефросинья. (фон)

— Было бы очень хорошо, Ефросинья, если бы ты это сделала. (тен)

— Я (бьет себя кулаком в грудь), очень тебе Фрося, благодарен. (подч)

— Я тебе благодарен, дорогая Фрося. (явн)

— Очень благодарен (нежно), Фросенька. (фон)

— Очень хорошо, что ты это сделала, Фрося. (тен).

Упражнение 7. В следующих ситуациях и пяти стандартных социальных ситуациях по своему выбору придумайте обращения к партнеру во всех четырех видах самопредъявления.

1. Просьба к товарищу помочь в уборке урожая яблок.

2. Приглашение возможного брачного партнера на день рождения.

3. Выговор кукле, коснеющей в хаосе и грязи.

4. Приглашение собаки на прогулку.

5. Извинение хозяйке за опоздание на семейное торжество.

Формулы самопредъявления. Этот пункт носит в основном прикладной характер; усвоив предлагаемые ниже простые формулы, вы можете гораздо легче вписаться в социальную среду, и пожалеете своих коммуникативно-неуклюжих знакомых, которые этими формулами не владеют и, выходя на социальную сцену, сильно тушуются и не могут выдавить из себя ничего лучшего, чем, например:

— А...э....я...ну, в общем...того...вот!

Мы рассмотрим четыре удобные формулы самопредъявления субличности: синтетическую, качественную, каноническую и восходящую.

Синтетическоесамопредъявление заключается в провозглашении (твердым голосом) имени субличности, или имени человека в сочетании с определяющим качеством соответствующей субличности:

— Я — писатель.

— Я — мать.

— Разрешите представиться: Сигизмунд, государственный служащий.

— Я — Арина, учусь в школе.

— А я — Марек из Николаева.

Качественное самопредъявление заключается в обозначении имени субличности и перечисления ее главных, по мнению протагониста, качеств.

— Я — собаковод со стажем, опытный, умелый, любящий и понимающий собак.

— Я — директор школы, предприимчивый, бесстрашный, физически сильный и пользующийся авторитетом.

Каноническое самопредъявление субличности состоит в том, что протагонист вначале называет ее имя, затем некоторые, актуальные на данный момент, ее качества, и после этого, убедившись, что она вышла к Главному микрофону, дает ей краткое слово, то есть эта субличность произносит фразу-другую от себя лично.

Примеры канонического самопредъявления:

— Я — твоя мать, Филидор. Добрая, но требовательная и не дающая спуску. Сегодня после школы зайди к тете Глаше и принеси домой трехлитровую банку с маринованными помидорами, которую она тебе даст.

— Я— рыболов, знающий свое дело, удачливый, услужливый. Вам к завтрашнему утру какой рыбки требуется?

— Я — Савватий, журналист. Ловкий, шустрый, бойкое перо. Почитайте в последнем журнале «Здоровье» мой очерк о пиявках — обхохочетесь!

Упражнение 8. Собираясь познакомиться с новыми для себя людьми, продумайте, как вы будете им представляться, какие субличности и их качества предъявите. Порепетируйте перед зеркалом формулу канонического самопредъявления, придумайте адекватные предметные окончания, выпукло представляющие ваши субличности.

Упражнение 9. Собравшись с друзьями после летних отпусков, расскажите по очереди о себе, используя формулу канонического самопредъявления, по очереди предъявляя самую активную во время отпуска субличность, ее качества и самый яркий эпизод, с ней связанный.

Упражнение 10. Придумайте обращение по формуле канонического самопредъявления в следующих ситуациях и пяти сложных межличностных ситуациях по своему выбору.

1. Упрек молодой жены к мужу, неправильно использующему свободное время.

2. Искреннее огорчение девочки, наблюдающей за легкомысленным поведением своей куклы.

3. Предложение женщины помириться со старой подругой после продолжительной размолвки.

4. Просьба подростка к дедушке простить внука за плохое поведение на юбилее деда.

5. Отказ барышни своему новому знакомому, предложившему пойти вместе с ним штурмовать крымские скалы.

Восходящее самопредъявление. В некоторых случаях бывает уместна формула, обратная к канонической, когда вначале отдельная субличность что-то от себя говорит, затем называет свои актуальные на данный момент качества, и затем — свое имя. Такое самопредъявление мы называем восходящим, и оно бывает полезным и адекватным в ситуации, когда идет интенсивное взаимодействие партнеров со сменой актуальных субличностей, без их прямого обозначения, и человек вдруг чувствует необходимость назвать свою актуальную субличность.

Примеры восходящего самопредъявления субличности:

— (обращаясь к мужу) А я, пока тебя не было, всю квартиру убрала, и пол вымыла, и в магазин сходила, и борщ сварила, украинский. Вот такая я у тебя старательная, работящая, преданная. Я, твоя жена...

— (обращаясь к своему кактусу) Я сегодня с утра только, Кока, вокруг тебя и прыгаю. Изобретательная, терпеливая, чистюля — одним словом, Элегантная Дама.

— (попугай — своей хозяйке) Я за тобой с утра наблюдаю — все хлопочешь, как наседка, Аграфена, и нет в тебе толка. А я — старый, опытный, наблюдательный. Я — Мудрый Попугай Клавдий!

Упражнение 11. В следующих ситуациях и пяти социальных ситуациях по своему выбору придумайте обращение протагониста к партнеру по канонической формуле самопредъявления, и ответ партнера — по восходящей.

1. Юноша Варсонофий упрекает свою подружку-десятиклассницу Манефу в недостаточной сексуальности. Та частично соглашается, но находит в себе иные достоинства.

2. Светская дама Виолетта поливает своего любимца — роскошный кактус по имени Кока, и заигрывает с ним. Кока капризничает и держит марку.

3. Мальчик Евстафий гуляет на улице со своим псом Шустриком и призывает его гуманнее относиться к кошкам. Шустрик убежден, что его главное предназначение — не давать нахалкам спуску.

4. Весеннее пастбище. Пастух Игнатий предлагает корове Томе меньше мечтать и лучше питаться, так как за зиму она отощала. Тома же не хочет ни о чем думать, кроме как о знаменитом быке Гелиосе, в которого она заочно влюблена.

5. Незамужняя женщина средних лет Аграфена — хозяйка столетнего попугая Клавдия — просит у него совета, стоит ли ей еще пытаться выйти замуж. Клавдий предпочитает уйти от щекотливой темы, предлагая Аграфене свою мудрость и понимание жизни.

Наложение субличностей. Интроективные субличности. Самопредъявление — важная, но не единственная форма работы с субличностями в коммуникативных ситуациях. Весьма распространенным приемом является прямое или косвенное наложение субличности на партнера, когда протагонист ставит к Главному микрофону партнера субличность не из его (партнера) внутреннего мира, а образ, взятый из внутреннего мира протагониста. Как это возможно? Очень просто, прямыми словами, и эффект тем сильнее, чем ярче и энергичнее соответствующий образ. Вот, например, женщина обращается к своему сыну-младшекласснику:

— (задумчиво) Денисочка, солнышко, ты у меня такой сладкий, послушный, великодушный, любящий свою мамочку сын. Сбегай быстренько во двор, собери белье — вот-вот дождь начнется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: