Методика «Определение уровня алекситимии»

Методика представляет собой адаптированный вариант опросника Торонтской Алек-ситимической шкалы, апробированной в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Авторы адаптированного варианта - Д. Ересь-ко, Г. Исурина, Э. Карпова, Т. Корепанова, Г. Крылова, А Тархан, Е. Чехлатый, В. Шиф-рин. Методика взята из книги: Алексимития и методы ее определения при пограничных и психосоматических расстройствах: Методическое пособие. - СПб., 1994.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Пользуясь шкалой, укажите в какой степени вы согласны или не согласны с каждым утверждением (ставьте крестик в соответствующем месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.

Обработка данных. Подсчет баллов осуществляется таким образом:

1) ответ «совершенно не согласен» оценивается в 1 балл; «скорее не согласен» в 2 балла, «ни то ни другое» - в 3 балла, «скорее согласен» - в 4 балла, «совершенно согласен» в 5 баллов. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2,3,4,7, 8,10, 14, 16,17, 18, 20, 22, 23, 25, 26;

2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1,5,6,9,11,1 13,15,21,24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (т. е. оценка «совершенно не согласен» получает 5 баллов, «скорее не согласен» - 4 балла, «ни то ни другое» - 3 балла, «скрее согласен» - 2 балла, «совершенно согласен» - 1 балл);

3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимично-сти».

Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, алекситимический тип личности получает 74 балла и выше. Неаликситимический тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии нескольких групп: контрольная группа здоровых людей 59 баллов; группа больных с психосоматическими расстройствами 72 балла; группа больных неврозами 70 баллов.

Приложение

Бланк для ответов к методике

Номер п/п Утверждение Совершенно не согласен Скорее не согласен Ни то ни другое Скорее согласен Совершенн о согласен
  Когда я плачу, всегда знаю, почему          
  Мечты - это потеря времени          
  Я хотел бы быть не таким застенчивым          
  Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю          
  Я часто мечтаю о будущем          
  Мне кажется, я способен так же легко заводить друзей, как и другие          
  Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений          
  Мне трудно находить правильные слова для моих чувств          
  Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам          
  У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам          
И Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит          
  Я способен с легкостью описать свои чувства          
  Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать          
  Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол          

Приложение 509

  Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол          
  Я часто даю волю воображению          
  Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим          
  Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле          
  Я редко мечтаю          
  Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так          
  У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение          
  Очень важно уметь разбираться в эмоциях          
  Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям          
  Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства          
  Следует искать более глубокие объяснения происходящему          
  Я не знаю, что происходит у меня внутри          
  Я часто не знаю, почему я сержусь          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: