Классификация эмоций

Многообразие эмоций, их качественных и количественных проявлений исключают возможность простой и единой класси­фикации. Каждая из характеристик эмоций может выступать в качестве самостоятельного критерия, основания для их класси­фикации (табл. 8).

Таблица 8 Характеристики эмоций как основания для их классификации

1СТИКИ ЭМОЦИЙ
Положительные, отрицательные

Виды эмоций

Радость, страх, гнев и др. Стеничные. астеничные

Знак

Осознаваемые, неосознаваемые

Модальность Влияние на поведение деятельность

Предметные, беспредметные

5нь осознанности

Произвольные, непроизвольные
нь произвольности

етность

Врожденные, приобретенные Первичные, вторичные

Ci

Низшие, высшие

Происхождение

Кратковременные, длительные

развития

Слабые, сильные

ьность

гнсивность





По знаку эмоциональные переживания можно разделить:

• на положительные;

• отрицательные;

• амбивалентные.

Основной функцией положительных эмоций является под­держание контакта с позитивным событием, поэтому им прису­ща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Кроме того, по мнению П.В. Симонова, они побуждают нару­шать достигнутое равновесие с окружающей средой и искать новую стимуляцию.

Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стиму­лом. Считается, что они играют более важную биологическую роль, поскольку обеспечивают выживание индивида.

Амбивалентными эмоциями являются противоречивые эмо­циональные переживания, связанные с двойственным отноше­нием к чему-либо или кому-либо (одновременное принятие и отвержение).

Однако многими исследователями отмечается, что знак эмоции не всегда соотносим с позитивной (положительные эмоции) или негативной (отрицательные эмоции) значи­мостью стимулов и направленностью к ним и в целом такое де­ление является достаточно условным. К. Изард предлагает использовать критерий конструктивности для различения по­ложительных и отрицательных эмоций: положительные эмоци­ональные переживания способствуют конструктивному взаи­модействию человека с другими людьми, с ситуациями и объ­ектами, отрицательные же, напротив, препятствуют такому вза­имодействию. Я. Рейковский рассматривает данную проблему с позиций организации (дезорганизации) протекания регуля-торной деятельности.

В психологической литературе существуют различные подхо­ды к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей яв­ляются базовыми. Разные авторы называют различное число ба­зисных модальностей: от двух (удовольствие/неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В.Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главные модальности:

1) радость;

2) гнев;

3) страх.


Остальные же эмоции являются их производными или соче­таниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модаль­ностей эмоциональной сферы. По мнению О.П. Санниковой, «эмоции таких паттернов, как "радость" и "печаль", относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция пе­чали обладает собственными отличительными особенностями (Л.М. Аболин, 1987; Н.М. Русалова, 1979 и др.). А.И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные мо­дальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презре­ние. Шесть базисных эмоций выделяет и А.Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.

В зарубежной психологии три основные модальности эмо­ций называются в работах Дж. Уотсона (страх, ярость и лю­бовь) и Дж. Грея (тревожность, радость/ счастье и ужас/гнев). Р. Вудвортсом при классификации мимических эмоциональ­ных проявлений людей были выделены следующие основные группы:

1) любовь, радость, счастье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций (модальнос­тей), соответствующих основным прототипам адаптивного по­ведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.

Р.С. Лазарус, опираясь на идею, что эмоциональные реак­ции возникают из взаимодействий с окружающей средой, со­здал собственную классификацию эмоций и причин их появле­ния (табл. 9).

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на от­дельных эмоциональных модальностях является теория диф­ференциальных эмоций К. Изарда, в которой выделяется де­сять фундаментальных эмоций:

1) интерес — интеллектуальная эмоция, чувство вовлечен­ности, повышающее способность человека к восприятию и об­работке поступающей из внешнего мира информации, стиму­лирующее и упорядочивающее его активность;


Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: