Структура эмоций

Впервые идея сложности психологической структуры эмо­ций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, струк­тура эмоции включает три основных измерения:

1) удовольствие/неудовольствие;

2) возбуждение/успокоение;

3) напряжение/разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были разви­ты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

1) импрессивный (внутреннее переживание);

2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и рече­
вая активность);

3) физиологический (вегетативные изменения).

Таких взглядов на структуру эмоций придерживаются мно­гие психологи (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, Р. Лазарус, А.Н. Лук и др.).


Каждый из этих компонентов при различных формах эмо­ционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Имнрессивный компонент эмоционального реагирования (пере­живание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфи­ческое внутреннее переживание, являющееся, по А.Е. Ольшан-никовой, «главной эмоциональной единицей». Согласно C.JL Ру­бинштейну, переживание — это неповторимое событие внут­ренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л.И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности. Следо­вательно, основной функцией переживаний является образова­ние специфического, субъективного опыта человека, направ­ленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.

В современной психологии существует несколько под­ходов к определению понятия «переживание»:

1) через его противопоставление объективному знанию. Так,
согласно Л.М. Веккеру, переживание — это непосредственное
отражение самим субъектом своих собственных состояний,
тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов
является знанием;

2) через лингвистический анализ слов «переживание», «пере­
жить».
Это характерно для деятельностной теории пережива­
ний Ф.Е. Василюка, согласно которой пережить что-либо — зна­
чит перенести какое-то жизненное событие, справиться с кри­
тической ситуацией, а переживание — это «особая деятель­
ность, особая работа по перестройке психологического мира,
направленная на установление смыслового соответствия меж­
ду сознанием и бытием, общей целью которой является повы­
шение осмысленности жизни». Переживание-деятельность
проявляется в тех случаях, когда становится невозможным пря­
мое и непосредственное решение проблем в предметно-практи­
ческой деятельности;

3) через критерий осмысленности. М.И. Дьяченко и Л А. Кан-
дыбович дают следующее определение переживанию: это
«осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значи­
мым объективным.событием или воспоминаниями эпизодов
предшествующей жизни». По мнению А.Н. Леонтьева, основ­
ной функцией переживаний является сигнализация о личност­
ном смысле события, а Ф.Е. Василюк считает, что функцией пе-


реживаний является не только выявление, но и производство личностного смысла;

4) через критерий значимости: насколько те или иные собы­тия или предметы необходимы, полезны либо, наоборот, вред­ны для данного человека. Ф.В. Бассин, анализируя проблему «значащих переживаний», пишет о том, что любое событие мо­жет приобретать для человека «значение» другого типа, «опос­редованное» не объективными характеристиками воздействия, а «историей» субъекта.

Наиболее верной представляется точка зрения, что не смысл (представляющий собой феномен сознания), а именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущности понятия «переживания», поскольку пере­живания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника, и в качестве результа­та, продукта процесса переживания.

Таким образом, переживаниеэто проявление субъективно­го отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необ­ходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Различные ученые по-разному определяют характер и сте­пень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Если для В. Вундта любое воспринимаемое событие является значимым (и, следовательно, эмоциональным) уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то согласно другим ученым (Р. Лазарус, Э. Клапаред и др.) эмоции возникают только в исключительных случаях.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

Эмоциональные переживания имеют определенное выраже­ние во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомими­ке, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вмес­те с тем человек не способен полностью управлять, контроли­ровать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, ха­рактерное для одного вида эмоций, и одновременно пережи­вать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказыва­ется неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull). Кроме того, блокирование (подавление, сдержива­ние) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в


ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т. п.) обычно приводит к появлению состояния эмоци­онального напряжения.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (инто­нация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (вырази­тельные движения всего тела).

Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных пе­реживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, т. е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распозна­вания эмоциональных состояний у других людей.

Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 г. немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое вы­ражение можно охарактеризовать при помощи нескольких эле­ментарных выразительных движений, и в подтверждение со­ставляет множество схематических рисунков мимических реак­ций (рис. 66).

Однако систематическое изучение эмоциональной экспрес­сии началось с работ Ч. Дарвина, в которых был сформулиро­ван тезис об универсальности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений ли­ца, отражающим основные, выработанные в процессе эволю­ции адаптивные модели. Например, злоба выражается нахму­ренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) — так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросскультур-ных исследований, а также изучение мимических реакций при­матов в целом подтверждают данное предположение Ч. Дарви­на, однако мимическое выражение не полностью детерминиро­вано врожденными факторами.

Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций:

1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответ­ствующие определенным эмоциональным состояниям;


Рис. 66. Характерные черты мимики (по Т. Пидериту):

а — удовольствие; б— настороженность; в - ожесточение; г - гнев; д — презрение; е — веселость; ж — сильный смех; з — печаль

2) приобретенные, заученные, социализированные способы
проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойствен­
ные только данному индивиду.

То, что человек рождается с уже готовым механизмом выра­жения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследо­ваниях Г. Остера и П. Экмана: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выраже­ния лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Од­нако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных со­переживаний, возникающих в общении с другими людьми и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая потенциальная мими­ка как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный толь­ко для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в


самых различных ситуациях: закрывать или широко раскры­вать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

Первой же попыткой создания шкалы, системы мимиче­ских выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса. Он предложил все многообразие эмоциональной экспрессии ми­мики категоризировать с помощью линейной шкалы со следу­ющими шестью ступенями:

1) любовь, радость, счастье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Г. Шлосберг, применив классификационную схему Р. Вуд­вортса при анализе фотографий людей с различными выраже­ниями лица, предположил, что представление шкалы Р. Вуд­вортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (рис. 67): удовольствие/неудовольствие, принятие/непринятие (отвержение).


Рис. 67. Шкала мимического выражения (по Г. Шлосбергу)

Чем больше расстояние между отдельными эмоциональны­ми категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие


им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимическо­го выражения эмоции.

Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица:

1) область лба и бровей;

2) область глаз (глаза, веки, основание носа);

3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).
Как показали эксперименты В.А. Барабанщикова и Т.Н. Мал-

ковой (1988), наиболее ^выразительные мимические проявле­ния локализуются преимущественно в нижней части лица, а на­именее выразительные - в области лба, бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мими­ческих изменений верхней и нижней частей. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха — область глаз, гнева — верхняя часть лица, ра­дости и отвращения — нижняя часть лица.

Во временном аспекте каждая мимическая реакция соглас­но К. Изарду протекает следующим образом:

1) латентный период — интервал времени от момента стиму­
ляции до начала видимых проявлений реакции;

2) период развертывания — интервал времени от окончания
латентного периода до достижения максимального уровня про­
явления;

3) период кульминации — максимальный уровень эмоцио­
нальных проявлений;

4) период спада — интервал времени от кульминации до пол­
ного угасания.

Оценив одну или несколько временных характеристик ми­мической реакции, можно довольно легко отличить искрен­нюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выраже­ние базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 с. Мимиче­ские выражения, длящиеся меньше 1/3 с и больше 10 с, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изоб­ражает» эмоцию.

Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмо­ций с помощью различных речевых средств. При этом речь мо­жет иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.


о



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: