Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, структура эмоции включает три основных измерения:
1) удовольствие/неудовольствие;
2) возбуждение/успокоение;
3) напряжение/разрешение.
Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:
1) импрессивный (внутреннее переживание);
2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и рече
вая активность);
3) физиологический (вегетативные изменения).
Таких взглядов на структуру эмоций придерживаются многие психологи (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, Р. Лазарус, А.Н. Лук и др.).
Каждый из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.
|
|
Имнрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся, по А.Е. Ольшан-никовой, «главной эмоциональной единицей». Согласно C.JL Рубинштейну, переживание — это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л.И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.
В современной психологии существует несколько подходов к определению понятия «переживание»:
1) через его противопоставление объективному знанию. Так,
согласно Л.М. Веккеру, переживание — это непосредственное
отражение самим субъектом своих собственных состояний,
тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов
является знанием;
2) через лингвистический анализ слов «переживание», «пере
жить». Это характерно для деятельностной теории пережива
ний Ф.Е. Василюка, согласно которой пережить что-либо — зна
чит перенести какое-то жизненное событие, справиться с кри
тической ситуацией, а переживание — это «особая деятель
ность, особая работа по перестройке психологического мира,
направленная на установление смыслового соответствия меж
ду сознанием и бытием, общей целью которой является повы
шение осмысленности жизни». Переживание-деятельность
проявляется в тех случаях, когда становится невозможным пря
мое и непосредственное решение проблем в предметно-практи
ческой деятельности;
|
|
3) через критерий осмысленности. М.И. Дьяченко и Л А. Кан-
дыбович дают следующее определение переживанию: это
«осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значи
мым объективным.событием или воспоминаниями эпизодов
предшествующей жизни». По мнению А.Н. Леонтьева, основ
ной функцией переживаний является сигнализация о личност
ном смысле события, а Ф.Е. Василюк считает, что функцией пе-
реживаний является не только выявление, но и производство личностного смысла;
4) через критерий значимости: насколько те или иные события или предметы необходимы, полезны либо, наоборот, вредны для данного человека. Ф.В. Бассин, анализируя проблему «значащих переживаний», пишет о том, что любое событие может приобретать для человека «значение» другого типа, «опосредованное» не объективными характеристиками воздействия, а «историей» субъекта.
Наиболее верной представляется точка зрения, что не смысл (представляющий собой феномен сознания), а именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущности понятия «переживания», поскольку переживания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника, и в качестве результата, продукта процесса переживания.
Таким образом, переживание — это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.
Различные ученые по-разному определяют характер и степень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Если для В. Вундта любое воспринимаемое событие является значимым (и, следовательно, эмоциональным) уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то согласно другим ученым (Р. Лазарус, Э. Клапаред и др.) эмоции возникают только в исключительных случаях.
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.
Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull). Кроме того, блокирование (подавление, сдерживание) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в
ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т. п.) обычно приводит к появлению состояния эмоционального напряжения.
Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).
Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей.
Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 г. немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений, и в подтверждение составляет множество схематических рисунков мимических реакций (рис. 66).
|
|
Однако систематическое изучение эмоциональной экспрессии началось с работ Ч. Дарвина, в которых был сформулирован тезис об универсальности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений лица, отражающим основные, выработанные в процессе эволюции адаптивные модели. Например, злоба выражается нахмуренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) — так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросскультур-ных исследований, а также изучение мимических реакций приматов в целом подтверждают данное предположение Ч. Дарвина, однако мимическое выражение не полностью детерминировано врожденными факторами.
Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций:
1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
Рис. 66. Характерные черты мимики (по Т. Пидериту):
а — удовольствие; б— настороженность; в - ожесточение; г - гнев; д — презрение; е — веселость; ж — сильный смех; з — печаль
2) приобретенные, заученные, социализированные способы
проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;
3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойствен
ные только данному индивиду.
То, что человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследованиях Г. Остера и П. Экмана: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15— 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выражения лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Однако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая потенциальная мимика как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный только для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в
|
|
самых различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.
Первой же попыткой создания шкалы, системы мимических выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса. Он предложил все многообразие эмоциональной экспрессии мимики категоризировать с помощью линейной шкалы со следующими шестью ступенями:
1) любовь, радость, счастье;
2) удивление;
3) страх, страдание;
4) гнев, решимость;
5) отвращение;
6) презрение.
Г. Шлосберг, применив классификационную схему Р. Вудвортса при анализе фотографий людей с различными выражениями лица, предположил, что представление шкалы Р. Вудвортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (рис. 67): удовольствие/неудовольствие, принятие/непринятие (отвержение).
Рис. 67. Шкала мимического выражения (по Г. Шлосбергу) |
Чем больше расстояние между отдельными эмоциональными категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие
им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимического выражения эмоции.
Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица:
1) область лба и бровей;
2) область глаз (глаза, веки, основание носа);
3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).
Как показали эксперименты В.А. Барабанщикова и Т.Н. Мал-
ковой (1988), наиболее ^выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные - в области лба, бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней частей. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха — область глаз, гнева — верхняя часть лица, радости и отвращения — нижняя часть лица.
Во временном аспекте каждая мимическая реакция согласно К. Изарду протекает следующим образом:
1) латентный период — интервал времени от момента стиму
ляции до начала видимых проявлений реакции;
2) период развертывания — интервал времени от окончания
латентного периода до достижения максимального уровня про
явления;
3) период кульминации — максимальный уровень эмоцио
нальных проявлений;
4) период спада — интервал времени от кульминации до пол
ного угасания.
Оценив одну или несколько временных характеристик мимической реакции, можно довольно легко отличить искреннюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выражение базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 с. Мимические выражения, длящиеся меньше 1/3 с и больше 10 с, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию.
Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое значение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмоций с помощью различных речевых средств. При этом речь может иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.
о