Свойства эмоций

Эмоции как особый класс психических явлений обладают рядом отличительных особенностей и закономерностей своего функционирования.




Пристрастность (субъективность) — зависимость реагиро­вания человека на различные события его жизни от субъектив­ного к ним отношения (обусловленного его потребностями, ус­тановками, опытом, темпераментом и т. п.). Любое психиче­ское явление субъективно. Когда же речь идет о субъективном характере функционирования эмоций, подчеркивается их спо­собность определять и выявлять субъективную, личностную значимость того или иного события для конкретного человека. П.В. Симонов называет эмоции «универсальной мерой значи­мости». Эта значимость слагается из актуального состояния мо-тивационной сферы индивида, его прошлого опыта, в частнос­ти, успешности (неуспешности) осуществления тех или иных видов деятельности, а также устойчивых (врожденных или при­обретенных) особенностей эмоционального реагирования. На­пример, выступление перед аудиторией для одних людей явля­ется источником положительных эмоций, в то время как для других связано с выраженными переживаниями тревоги и сму­щения, причем эти негативные переживания могут быть связа­ны как с врожденной застенчивостью человека, так и с преды­дущими неудачами публичных выступлений.

Ь j Интегралъностъ — объединение в единое целое всех функ­ций организма. Это свойство эмоций, по мнению П.К. Анохи­на, позволяет еще до того, как будут определены форма, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, мгно­венно оценить их полезность или вредность для организма и быстро отреагировать с помощью определенного качества эмо­ционального состояния, способствуя тем самым успешной,л адаптации индивида.

3 ) Пластичность - многообразие оттенков переживания эмо­ции одной модальности, как количественное (интенсивность, длительность и т. д.), так и качественное (знак). Например, пе­реживание эмоции страха (которую общепринято называют от­рицательной эмоцией) у любителей «острых ощущений» спо­собно вызвать радостное, приподнятое настроение.

| Адаптация — притупление, снижение интенсивности эмоцио­нальных реакций (вплоть до полного их исчезновения) при долгом повторении оДних и тех же воздействий. Так, длитель­ное действие приятного раздражителя вызывает ослабление пе­реживания удовольствия. Например, частое поощрение работ­ников одним и тем же способом приводит к тому, что они пере­стают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же


время перерыв в действии раздражителя или его изменение мо­гут снова вызвать удовольствие. По данным В. Витвицкого, не­удовольствие умеренной интенсивности также подвергается адаптации, однако адаптации к боли не наступает.

Суммация — соединение отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования. При этом возможно как «про­странственное» объединение эмоциональных реакций, пере­живаемых одновременно, так и временная суммация пережива­ний, следующих друг*за другом. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результа­те чего и их переживание может становиться сильнее. В. Вит-вицкий отмечает, что наиболее сильное удовольствие или не­удовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. Часто процесс суммации эмоциональных переживаний являет­ся скрытым и не осознается человеком (эффект «последней капли»).

Для некоторых теорий (У. Макдугалл, Р. Плутчик, В. Вундт и др.) возможность соединения эмоций является основным принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых. В. Вундт подробно рассматривает основные принципы соединения эмоциональных элементов в «единую равнодействующую чувства»: принцип градации элементов, принцип ценности целого, принцип усиления ценности чувств при их сложении.

Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentto — имеющий силу) — противоречивость эмоционального переживания, свя­занная с двойственным отношением к чему или кому-либо и ха­рактеризующаяся его одновременным принятием и отверже­нием. Другими словами, человек одновременно испытывает и положительные и отрицательные эмоциональные пережива­ния. Термин предложил швейцарский психолог и психиатр Э. Блейер. В психоаналитическом направлении традиционно объясняют данный феномен наличием конфликтов в мотива-ционной сфере человека. Многообразие потребностей, много­гранность явлений окружающей действительности у плохо ин­тегрированной личности могут способствовать появлению тако­го двойственного отношения. Однако, по мнению А.Н. Леонтье­ва, амбивалентность не является внутренне присущей особенностью эмоций, а возникает в результате несовпадения или





противоречивости таких подклассов эмоциональных процес­сов, как чувства и собственно эмоции, т. е. устойчивых эмоцио­нальных отношений к объекту и эмоциональных реакций на сложившуюся преходящую ситуацию (любимый человек мо­жет в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию не­удовольствия, гнева).

Динамичность — временное развитие эмоциональных реак­ций, заключающееся в фазовости их протекания. Например, польский психолог Т. Томашевски смог выделить четыре фазы развития эмоции гнева (рис. 64):

1) кумуляция (накопление возбуждения);

2) переломный момент — взрыв;

3) уменьшение напряжения;

4) угасание.

Коммуникативность — передача посредством эмоциональ­ной экспрессии (интонаций, тембра голоса, мимики, жестику­ляции и т. д.) информации от одного участника общения к дру­гому. Как отмечает К. Изард, ребенок еще задолго до того, как сможет понимать обращенную к нему речь и произносить от­дельные слова, способен сообщать окружающим о своем внут­реннем состоянии с помощью средств эмоциональной экс­прессии.


Фаза кумуляции

Фаза угасания

фаза

Рис 64. Фазовое развитие эмоции гнева (-------- раздражители, вызывающие гнев)

Заразительность — передача какого-либо эмоционального состояния другим людям. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника, поэтому данное свойство эмоций наиболее пристально изучается социальными психологами (например, при изучении механизмов формирова-


ния групповой сплоченности или поведения человека в толпе). По мнению П. Фресса, заразительность эмоций увеличивается при сокращении социальной дистанции между индивидами, а также при яркой выраженности внешних эмоциональных про­явлений. Усиливает заразительность эмоций и идентификация себя с человеком, испытывающим то или иное переживание.

Предвосхищение (антиципация) — прогнозирование вероят­ностного исхода значимых событий до их совершения. Такое прогнозирование становится возможным благодаря актуализа­ции представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. По-видимому, именно данное свойство лежит в основе функци­онирования такого эмоционального переживания, как тревога.

Мнестичность — запоминание, сохранение и воспроизведе­ние эмоций при повторном воздействии или представлении си­туации, в которой они возникли. В связи с этим выделяют осо­бый вид памяти — эмоциональная память. P.M. Грановская на­зывает следующие особенности функционирования данного вида памяти:

• быстрота формирования следов;

• особая их прочность;

• непроизвольность воспроизведения.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о том, какие эмоциональные переживания лучше запоминаются. В начале XX в. среди западных психологов преобладала точка зрения, что в памяти лучше сохраняются положительные эмо­ции. По мнению 3. Фрейда, это связано с действием механизма вытеснения, стремящегося удалить в бессознательную сферу все неприятные и травмирующие переживания. П.П. Блон-ский, напротив, доказывал, что лучше запоминаются отрица­тельные эмоции, поскольку это является более биологически целесообразным: животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель.

По данным П.В. Симонова, эмоциональная окраска воспо­минаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент са­мого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъ­екта в данный момент.

На рис. 65 в качестве примера показана графическая запись эмоциональной памяти штангиста при действительном подъ­еме штанги (слева) и при представлении по памяти (справа).

Наряду с запечатлением того или иного эмоционального пе­реживания, эмоциональная память обеспечивает быстрое и


Рис. 65. Эмоциональная память:

слева - запись дыхания штангиста при действительном подъеме штанги; справа — запись дыхания того же штангиста при представлении по памяти выполненного

подъема штанги

прочное запоминание вызвавшей его причины, однако часто такая информация является не очень точной, а порой даже сильно искаженной.

Иррадиация — распространение эмоционального пережива­ния с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Так, счастливому человеку «все улыбается», кажется приятным и радостным; обозленного же, напротив, все раздражает. В наибольшей степени данное свойс­тво проявляется в функционировании настроений.

Генерализация — возникновение эмоциональных пережива­ний под воздействием индифферентных раздражителей, схо­жих с эмоциогенными. Генерализация эмоциональных реак­ций обычно протекает на фоне сниженной способности инди­вида к дифференцировке порождающих их стимулов, вслед­ствие чего ряд раздражителей, даже слабо напоминающих эмоциогенные, начинает вызывать соответствующие пережи­вания. И именно из-за этого свойства эмоциональные пережи­вания приобретают часто иррациональный характер. Так, ребе­нок, у которого первоначально возникла негативная эмоцио­нальная реакция на какую-либо собаку (например, из-за укуса или громкого лая), начинает так же реагировать на схожие объ­екты (на любых собак, вообще на животных, на похожие иг­рушки и т. п.). Одно из положений теории 3. Фрейда — положе­ние о «первичном выборе объекта» — основывается на способ­ности эмоций к генерализации на основе семантического сходства (эмоциональное отношение к определенному предме­ту переносится на другие, похожие по значению предметы). Согласно 3. Фрейду предметы или лица, которые впервые в дет­стве удовлетворили либидозное влечение ребенка, становятся


как бы образцами. На них позднее ориентируется взрослый че­ловек. Так, мать является эталоном желанной женщины, при этом значение имеет не столько физическое сходство, сколько схожесть определенного отношения к ребенку. В целом самый широкий диапазон генерализация имеет на начальных этапах приобретения опыта (в частности, в детском возрасте). По ме­ре накопления соответствующего опыта пределы генерализа­ции сужаются.

Генерализация не только происходит на основе физическо­го и семантического сходства раздражителей» но и распростра­няется на предметы, появлявшиеся одновременно с источни­ком эмоционального переживания. Это указывает на возмож­ность образования условно-рефлекторной связи переживания со всей эмоциогенной ситуацией в целом, в силу чего даже ней­тральные элементы этой ситуации приобретают способность вызывать определенные эмоции. Более того, индивид чаще все­го старается избегать всего, что может быть связано с вызвав­шей сильные отрицательные переживания ситуацией, препят­ствуя тем самым возможности образования других (положи­тельных или нейтральных) и распада первоначальных негатив­ных ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: