Эта группа теорий либо указывает на тесную и непосредственную связь проблемы эмоций с потребностно-мотивацион-ной сферой человека, либо подчеркивает их побудительную, мотивирующую роль в его поведении и деятельности.
Психоаналитическая теория эмоций. Сформулировать точное определение эмоций (или аффектов) в рамках классической психоаналитической теории затруднительно. Сложность вызвана тем, что 3. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах 3. Фрейд пишет, что аффект — это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида. Следовательно, 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории влечений и, по сути, отождествлял аффект с влечением. Согласно его точке зрения аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей. Исходя из этого различают аффекты разрядки, которые сопровождают проявление влечения, и аффекты напряжения, которые сопровождают сдерживание влечения. При этом и 3. Фрейд, и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате сдерживания, конфликта влечений или основных подструктур личности: Оно, «Я» и сверх-Я).
Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта:
1) энергетический компонент инстинктивного влечения
(«заряд» аффекта — количественная или интенсивностная мера
аффекта);
2) процесс «разрядки»;
3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или пе
реживание эмоции — качественная мера аффекта).
3. Фрейд различал три способа видоизменения аффекта:
1) механизм обращения аффекта;
2) механизм смещения аффекта;
3) механизм преобразования аффекта.
Наиболее четкое и обобщенное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций было сформулировано Д. Рапапортом. Воспринятый извне перцептивный образ
вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит мобилизация инстинктивной энергии. Если эта энергия не может открыто и непосредственно реализоваться (в том случае, если инстинктивные требования конфликтны), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности, основными видами которой являются эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание. Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, поэтому у человека и возникает необходимость постоянно эмоционально разряжаться.
Психоанализу, по мнению В.К. Вилюнаса, современная психология эмоций обязана возникновением того сомнения в открытости и доступности феноменологии эмоциональных переживаний, которое сегодня кажется само собой разумеющимся. Сознательное скрывание человеком своих эмоциональных переживаний является лишь самым простым случаем их искажения, гораздо чаще это происходит бессознательно и направлено на избегание, вытеснение их психотравмирующего воздействия. Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка феномена амбивалентности эмоциональных переживаний.
«Гормическая» теория эмоций У. Макдугалла. Этот автор в своих рассуждениях отталкивался от идеи целенаправленности поведения живых существ. Источником этой целенаправленности является особая нематериальная сила — горме (от греч. horme - стремление, побуждение, влечение, порыв), представляющая собой устремление к биологически значимой цели, обусловленное врожденными инстинктами либо приобретенными склонностями. По мнению У. Макдугалла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты.
Каждый инстинкт состоит из трех компонентов:
1) предрасположенность к восприятию некоторых раздра
жителей;
2) эмоция;
3) предрасположенность к выполнению определенных
действий.
Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции. Эмоция направляет индивида к опреде-
ленным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.
Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции: инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т.д. Существуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие одновременного проявления нескольких инстинктов (например, инстинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетающая черты удивления и страха). У. Макду-галл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, например, как надежда, беспокойство, радость и т. п.
Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств (sentiments). Чувства — это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту.
Хотя теория У. Макдугалла не получила большого распространения, ее идеи имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций (психоэволюционной теории Р. Плутчика, дифференциальной теории эмоций К. Изарда и др.).
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Согласно К. Изарду эмоции являются детерминантами поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, что необходимо для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотиваци-
онными функциями и подразумевает специфическую форму
переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-
разному влияют на когнитивную сферу и поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами,
гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и мотор
ными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептив
ные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание
эмоционального процесса.
В целом автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные (гормоны и др.), аффективные (боль, половое влечение, другая эмоция) и когнитивные (оценка, атрибуция, память, антиципация) активаторы.
Объектом детального изучения в этой теории являются частные (базовые, фундаментальные) эмоции, которые рассматриваются как различающиеся «переживательно-мотивационные» процессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение человека. К. Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций:
• они всегда имеют отчетливые и специфические нервные
субстраты;
• проявляют себя при помощи выразительной и специфи
ческой конфигурации мышечных движений лица (мимики);
• сопровождаются отчетливым и специфическим пережи
ванием, осознаваемым человеком;
• возникли в результате эволюционно-биологических про
цессов;
• оказывают организующее и мотивирующее влияние на че
ловека, служат его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. Наряду с фундаментальными эмоциями в данной теории изучаются и эмоциональные комплексы, такие, как тревога, депрессия, удовольствие и враждебность, представляющие собой комбинации базовых эмоций, которые появляются одновременно или в определенной последователь-
ности (см. более подробную характеристику базовых эмоций по К. Изарду в гл. 14).
Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова. Данная теория является одной из наиболее известных и хорошо разработанных в современной психологии эмоций. П.В. Симонов считал, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это представлено автором в виде специальной «формулы эмоций»:
Э=/[П, (Ин-Ис),...],
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которой субъект располагает в данный момент. Кроме того, эмоция зависит и от других факторов:
• индивидуальных (типологических) особенностей субъек
та (мотивационной сферы, эмоциональности, волевых качеств
и т. п.);
• фактора времени, в зависимости от которого эмоциональ
ная реакция приобретает характер аффекта или настроения;
• качественных особенностей потребности (чувства возни
кают на основе социальных и духовных потребностей, тревога —
низкой вероятности избегания нежелательного воздействия,
фрустрация — низкой вероятности достижения желаемой цели
и т.п.).
Однако эти факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.
Из формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности: нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин — Ис) = О, т. е. если человек полностью обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ин = Ис).
T if
Ж
С позиции теории П.В. Симонова наиболее фундаментальг ной классификацией эмоций является деление их на положительные и отрицательные. Ситуация избытка прагматической информации по сравнению с прогнозируемой или возрастание вероятности удовлетворения актуальной потребности (Ин < Ис) порождает положительные эмоциональные состояния, дефицит информации или падение вероятности достижения цели (Ин > Ис) — отрицательные.
Также предлагается вариант классификации эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера взаимодействия с объектами (табл. 14).
Таблица 14
Классификация эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера действий (по П.В. Симонову)
Величина потребности | Оценка вероятности ее удовлетворения | Контактное взаимодействие с o6v ектом | Дистанционные действия | ||
овладение, обладание объектом | защита, сохранение объекта | преодоление, борьба за объект | |||
Нарастает | Превышает имеющийся прогноз | Наслаждение, удовольствие | Восторг, счастье, радость | Бесстрашие, смелость, уверенность | Торжество, воодушевление, бодрость |
Небольшая | Высокая | Безразличие | Спокойствие | Расслабление | Невозмутимость |
Нарастает | Падает | Неудовольствие, отвращение, страдание | Беспокойство, печаль, горе, отчаяние | Настороженность, тревога, страх, ужас | Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство |
тырех мозговых структур: гипоталамуса — миндалины — гиппо-кампа — передних и височных отделов неокортекса.
Как отмечают Г.А. Вартанян и Е.С. Петров, некоторые эмоциональные реакции, связанные с биологическими потребностями, возникают вне зависимости от вероятности достижения цели и являются как бы безусловными или фатальными.
Несмотря на определенные различия и противоречия, обусловленные разными методологическими подходами, между рассмотренными выще теориями при более подробном анализе можно обнаружить и много схожих моментов. Кроме того, некоторые теории, отличающиеся упрощенным или односторонним пониманием проблемы эмоций, раскрывают вместе с тем важные их аспекты.
Вопросы для самоконтроля
1. Измерения в структуре эмоций, предложенные В. Вундтом.
2. Принципы, согласно Ч, Дарвину, направлявшие эволюционное разви
тие эмоций.
3. Базисные прототипы адаптивного поведения и соответствующие
им эмоции, по Р. Плутчику.
4. Подходы к объяснению связи между физиологическими и психически
ми проявлениями эмоций.
5. Механизм возникновения эмоций с позиции теории функциональных
систем П. К. Анохина.
6. Различия познавательных детерминантов эмоций в концепциях
М. Арнольд и Р. Лазаруса.
7. Роль «оптимума расхождения» между ожидаемой и действительной
информацией.
8. Значение всех составляющих «формулы эмоций», предложенной
П.В. Симоновым.
Как отмечает Е.П. Ильин, в классификации П.В. Симонова присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) и эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм).
С физиологической точки зрения, считает П.В. Симонов, эмоции - это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (ослабления, прерывания) или максимизации (усиления, продления, повторения) этого состояния. Кроме того, автором была выявлена ведущая роль в обеспечении эмоционального поведения единого интегративного комплекса из че-