Существующая связь между физиологическими и психическими проявлениями эмоций издавна интересовала ученых. В XVIII и XIX вв. органические проявления эмоций рассматривались как следствие испытываемых человеком внутренних переживаний: сперва у человека возникает то или иное субъективное эмоциональное состояние (радость, горе, страх), а затем оно получает свое объективное выражение в каких-то телесных изменениях.
Классическая теория эмоций. И.-Ф. Гербарт наиболее четко сформулировал интеллектуалистические идеи так называемой классической теории эмоций, в которой органические проявления эмоций — следствие психических явлений. Фундаментальным психическим фактом служит представление. Чувства соответствуют тем связям, которые устанавливаются между представлениями. Эмоции же являются нарушениями, вызываемыми рассогласованием (конфликтом) представлений. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. Например, образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь, это эмоциональное состояние непроизвольно вызывает слезы и другие органические изменения, характеризующие скорбь (рис. 78).
«Периферическая» теория эмоций Джемса—Ланге. Американский психолог У. Джемс и датский патологоанатом К. Ланге почти одновременно и независимо друг от друга высказали
Восприятие ситуации |
Телесные реакции |
Эмоция
как осознание
ситуации
Рис. 78. Схема возникновения эмоций в классической теории
противоположную классической теории точку зрения. Согласно их взглядам первичными являются вызываемые внешними и внутренними раздражениями телесные процессы (рис. 79). В частности, У. Джемс считал, что «телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция». Однако У. Джемс рассматривал эмоцию не только как результат восприятия висцеральных и железистых реакций, но и как действие поперечно-полосатой мускулатуры. К. Ланге полагал, что эмоция состоит из вазомоторных изменений во внутренних и железистых органах, а секреторные, моторные, когнитивные и переживаемые феномены являются лишь вторичными аффектами.
Восприятие ситуации |
Телесные реакции |
Эмоция
как осознание
телесных реакций
Рис. 79. Схема возникновения эмоций (согласно теории Джемса—Ланге)
У. Джемс в свое время отмечал, что «в противоположность общепринятому мнению нужно сказать: мы печальны, потому что мы плачем; мы гневаемся, потому что кричим и стучим; мы боимся, потому что дрожим. Исключите из боязни биение сердца, задержанное дыхание, дрожание тела, мускульную слабость, особое состояние внутренних органов; исключите из гнева порывистое дыхание, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, сжатие зубов, прерывистый голос, агрессивные движения; исключите из печали слезы, вздохи, рыдания, мимику отчаяния, задержку дыхания. И что же останется? - Чистое, бледное, бесцветное состояние организма. Бестелесная эмоция -это нечто несуществующее» (У. Джемс, 1890).
Поскольку эмоции обусловлены телесными процессами в организме, а не наоборот, можно воздействовать на эмоции через изменение их внешних выражений. «Попробуйте просидеть целый день в подавленной позе, вздыхая, отвечая всем сла-
бым голосом, и вы значительно усилите свое меланхолическое настроение» (У. Джемс).
Схема вазомоторных реакций и вызванных ими эмоций у К. Ланге выглядит следующим образом:
• ослабление двигательной иннервации — > разочарование,
• ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов ->
-> печаль;
• ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов +
+ судороги органических мускулов —> страх;
• ослабление двигательной иннервации + расстройство ко
ординации -» смущение;
• усиление двигательной иннервации + судороги органиче
ских мускулов -> нетерпение;
• усиление двигательной иннервации + судороги органиче
ских мускулов + расширение кровеносных сосудов -> радость;
• усиление двигательной иннервации + судороги органиче
ских мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстрой
ство координации —> гнев.
Следовательно, физиологические изменения рассматриваются в данной теории не как следствие переживаемых эмоций, а как их источник. Правда, эмоции трактуются как акты сознания, т. е. эта теория по-прежнему остается в рамках интроспективной психологии.
Модифицированная «периферическая» теория эмоций Э. Кла-пареда. Пытаясь примирить «классическую» теорию эмоций с «периферической», Э. Клапаред использует еще одно понятие - чувства, рассматривая их как особый класс эмоциональных явлений, позволяющих определить ценность, жизненное значение событий, к которым человек должен приспособиться. Под чувствами он понимал диапазон аффективных нюансов, позволяющих человеку определить ценность вещей, к которым этот человек должен приспособиться. Эмоция же возникает тогда, когда какая-то причина препятствует приспособлению. При этом чувства в поведении человека полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются, они бесполезны, дезадап-тивны и с функциональной точки зрения представляют собой регрессию поведения (проявлением примитивных способов реагирования). Однако в определенных обстоятельствах объективной неадаптированное™ при возникновении эмоции может соответствовать субъективная полезность. Исходя из этого, Э. Клапаред выдвинул гипотезу, что эмоция является смесью с
изменяющейся пропорцией адаптивных и дезадаптивных реакций. Чем ближе эмоция к форме шока, взрыва, тем значительнее в ней доля неадаптивности по сравнению с адаптивностью. От ощущений эмоции отличаются синкретичностью, сознанием не отдельных, а многочисленных органических реакций. В свою очередь, чувства помогают человеку понять жизненное значение органических ощущений, так как именно чувства выражают некоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и благосостоянием (телесным реагированием) человека (рис. 80).
Эмоция как осознание общей установки организма |
Чувство
Восприятие ситуации |
Телесные реакции |
и как выражение, и как осознание установки по отношению к ситуации или объекту
Рис. 80. Схема возникновения эмоций (по Э. Клапареду)
Таким образом, «эмоция страха следует за чувством опасности; это случается тогда, когда мы оказываемся не в состоянии убежать или защитить себя естественным путем; на смену нормально развивающемуся поведению приходит тогда поведение расстроенное» (Э. Клапаред). В случаях же, когда эмоция возникает внезапно (например, когда человек вздрагивает от неожиданного звука), теория Джемса-Ланге сохраняет полное значение в своей обычной форме.
Основные возражения против теории Джемса - Ланге были резюмированы У. Кенноном:
• при отделении (путем перерезки) всех афферентных воло
кон от внутренних органов эмоциональное поведение не изме
нялось;
• одни и те же висцеральные реакции-наблюдаются при раз
ных эмоциях;
• внутренние органы обладают относительно малой чувстви
тельностью и изменения в них происходят слишком медленно,
чтобы они могли предшествовать эмоциональной реакции;
• искусственно вызываемые висцеральные изменения, ха
рактерные для некоторых эмоций, не влекут за собой соответс
твующего эмоционального поведения.
Инъекция адреналина лишь повышает специфическую восприимчивость, увеличивающую вероятность возникновения шоции, а не вызывает ее непосредственно. Между ощущением органических реакций и переживанием эмоций не существует 11араллелизма.
Аргументы У. Кеннона стали предметом многолетней дискуссии. В результате этой дискуссии взгляды У. Кеннона на ■змоции претерпели значительные изменения. Вместо теории шоций, подчеркивающей роль висцеральных изменений, им была выдвинута концепция, согласно которой приоритетное значение в возникновении эмоций имеет центральная нервная система (прежде всего таламус) по сравнению с вегетативной.
«Таламическая» (или «центральная») теория эмоций Кеннона—Барда. Согласно данной теории центры эмоций расположены в подкорке. Возбуждение этих центров придает деятельности коры эмоциональный компонент, так как за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус. Таким образом, эта теория также в известной степени отождествляет эмоции с физиологическими процессами, но уже происходящими в центральной нервной системе (рис. 81).
В более поздних исследованиях П. Барда было показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно (рис. 82).
С такого подхода, направленного на изучение связанных с эмоциями процессов центральной нервной системы, начались многие плодотворные исследования. Хотя «таламической» тео-
Возбуждение тапамуса |
Эмоция |
Раздражитель |
Рис. 81. Схема возникновения эмоциональных переживаний и сопутствующих им физиологических изменений (по У. Кеннону)
Эмоция
Раздражитель |
Физиологические изменения |
Возбуждение таламуса
Рис. 82. Схема возникновения эмоциональных переживаний и сопутствующих им физиологических изменений (по П. Барду)
рии эмоций были противопоставлены другие (например, «акти-вационная» теория Д. Линдсли), а в ряде дальнейших исследований была выявлена важная роль лимбической системы (И. Пейпец) и коры головного мозга, сама идея оказалась весьма жизнеспособной.
«Активационная» теория эмоций Д. Линдсли. Согласно теории Д. Линдсли, активация — это нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры. Эмо-циогенные стимулы (внешние условные либо внутренние безусловные) возбуждают импульсы, активирующие ствол мозга, который, в свою очередь, посылает импульсы к таламусу и коре больших полушарий. Гипотетический активирующий механизм трансформирует эти импульсы в поведение, характеризующееся «эмоциональным возбуждением», и в показатели ЭЭГ, характеризующиеся низкой амплитудой, высокой частотой и асинхронностью. Когда импульсы возникают за счет снижения эмоциональной стимуляции и непосредственно воздействуют на таламус, то возникают синхронизированные, высокие по амплитуде, низкочастотные ЭЭГ-комплексы, т.е. появляется «эмоциональная апатия». Основной целью Д. Линдсли было установление взаимосвязи между определенными предшествующими условиями, изменениями электрической активности мозга, измеряемой с помощью ЭЭГ, и наблюдаемым поведением. Однако при таком подходе нет необходимости вообще рассматривать эмоции как особый феномен, поскольку все эмоциональные реакции представляют собой лишь определенные значения континуума активации. Исследования других ученых позволили выявить не только количественное, но и качественное разнообразие эмоций.
Анатомо-физиологическая теория эмоций Дж. Грея. Английский психолог Дж. Грей выделяет три мозговые системы, определяющие появление трех основных групп эмоций:
1) тревожности;
2) радости-счастья;
3) ужаса—гнева.
Система мозговых структур, генерирующая тревожность, названа автором .■ системой поведенческого торможения (Behaviour Inhibition System, или BIS). Эта система отвечает на условные сигналы наказания или отмены положительного подкрепления, а также на стимулы, содержащие «новизну». Ее ак-
тивность блокируется антитревожными веществами (барбитуратами, алкоголем, бензодиазепинами).
Система борьбы и бегства связана с эмоциями ярости и ужаса. Она реагирует на безусловные аверсивные раздражители. Ее активность блокируется анальгетиками (морфинами), а на антитревожные вещества она не реагирует.
Система приближающегося поведения (Behaviour Approach System, или BAS) имеет адекватные для нее стимулы — условные сигналы награды (пищи, воды и т. д.). Эмоции, возникающие при активации BAS, связаны с приятным предвидением, надеждой, переживанием подъема, счастья.
Индивидуальные особенности эмоциональности человека зависят, по мнению Дж. Грея, от баланса этих эмоциональных систем. Повышенная индивидуальная активированность BIS предопределяет склонность человека к высокой тревожности. Доминирование системы борьбы/бегства отражает склонность к агрессии или активному защитному поведению. От преобла* дания BAS зависит склонность к проявлению положительных эмоций, оптимизму.
Бихевиористская теория эмоций. Один из основателей бихевиоризма Дж. Уотсон подверг критике все концепции, основанные на самонаблюдении, а вместе с ними и теорию Джемса— Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах:
• страх;
• ярость;
• любовь.
Эти формы имеют характерные врожденные особенности своего выражения в поведении, подвергаясь при жизни вместе с тем многочисленным изменениям. Благодаря процессам научения увеличивается число факторов, способных вызывать эти реакции, и формируются новые типы реакций, проявляющихся вместе с врожденными. Но хотя во всех эмоциональных реакциях проявляются такие внешние факторы, как движения глаз, рук, ног, туловища, доминирующими являются висцеральные и секреторные факторы (Дж. Уотсон).
Таким образом, согласно бихевиористской концепции, эмоции — врожденные реакции организма, предполагающие существенные изменения всего «телесного механизма». Следовательно, Дж. Уотсон в значительной степени остался на позициях Джемса—Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы. Схожим образом эмоции трактовал и
13 3ак. 3128
В.М. Бехтерев, рассматривая их как мимико-соматический тонус и мимико-соматические рефлексы.
Биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Согласно этой теории эмоции представляют собой «физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» (П.К. Анохин). Автор отмечает, что эмоции закрепились в эволюции как своеобразный инструмент, позволяющий удерживать жизненный процесс в оптимальных границах и предупреждать разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов жизни конкретного организма.
В основе генеза эмоций лежат потребности организма, возникновение которых приводит к появлению отрицательных эмоций, а удовлетворение — положительных эмоций. В терминах теории функциональных систем механизм возникновения эмоций — это рассогласованность акцептора действия (афферентной модели ожидаемого результата) с реальной афферен-тацией о ходе приспособительного акта.
Отрицательные эмоции играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом, положительные же эмоции выступают в качестве подкрепляющего фактора, санкционирующего полезный приспособительный эффект. Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели.
Как мы уже отмечали выше, вопрос о первичности внутренних переживаний либо же физиологических реакций в настоящее время решается в пользу признания сложности психологической структуры эмоций, в которой и внутреннее переживание и физиологические изменения рассматриваются как составляющие целостной эмоциональной реакции.